?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эту статью я хотел бы начать с целого вороха дисклеймеров.

Христианское фэнтези, несомненно, существует. Тому примером «Хроники Нарнии» (да и вообще почти все творчество Льюиса), «Братство Талисмана» и многие другие произведения.

Православная художественная литература также, несомненно, существует, и там попадаются воистину гениальные авторы и произведения.

Православный автор вполне способен написать интересное, талантливое фэнтези. Тому примером Виталий Каплан, хотя его «Круги в пустоте» все же носят несомненный отпечаток православия – дальше я подробно объясню, что это значит – и потому не вполне удобочитаемы. А если понимать «фэнтези» предельно широко, то, конечно же, нельзя не вспомнить Гоголя, чьи «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Вий» – прекрасное во всех отношениях описание магического мира, в котором в его время жил малороссийский крестьянин.

Вообще, далеко не всякий православный соответствует тому описанию, которому посвящена эта статья. Но тем не менее православие устроено так, чтобы по возможности приближать к этому идеалу каждого своего приверженца.

И наконец, все, что я скажу сегодня, относится в первую очередь именно к русскому православию. Мне неизвестно, как обстоят дела в этом отношении в других странах – Греции, Болгарии, Грузии и т.д. Если у вас есть такие сведения, обязательно сообщите мне об этом в комментариях.


Рассуждая о русском православии, следует держать в голове один простой факт – по своей сути оно есть старообрядчество. Оно рассталось с католичеством, не в последнюю очередь, по тем же причинам, по которым шестьсот лет спустя раскольники порвали уже с московским патриархатом. Католики, кстати говоря, и называют православных не еретиками, а именно раскольниками – смотрите значение слова «схизма» и его отличие от понятия «ересь».

Православная идентичность завязана на обряд и только на обряд. Чтобы православный мог осознавать себя православным, он должен быть членом православной группы, вместе с остальными исполнять правильные ритуалы и поклоняться Богу определенным образом. И обязательно ждать прихода антихриста и конца света – это уже специфически наша, отечественная особенность.

Это накладывает отпечаток и на всю православную литературу – в ней обязательно должны упоминаться монахи, иконы, купола, исповеди, акафисты и весь прочий антураж. Без этого никакой текст не будет опознан православными как свой.


Когда я говорю, что православие фиксировано на антураже и обрядности, я вовсе не имею в виду, будто у него нет собственного внутреннего наполнения.

Напротив, оно есть. Это атмосфера сосредоточенного благоговейного внимания. То чувство, с которым человек принимает от своего предшественника великое сокровище, чтобы в неизменном виде передать его, когда придет время, своему наследнику.

Проблема с этой атмосферой в том, что она никак не совместима с критическим мышлением, пониманием, способностью сомневаться и задавать вопросы. Можно только внимать, впитывать слова и «слагать их в сердце своем», как сказано в Евангелии от Луки.

Отсюда очень характерное именно для русского православия понятие – ему не нужно следовать, им не нужно жить, его нужно держаться. Оторвался, отпустил руку – потерял вверенное тебе сокровище. Заново его дадут, только если успеешь раскаяться и понести наказание за свой проступок, пока силы тьмы до тебя не добрались.

Ощущение самодостаточности и завершенности православия влечет за собой и отрицательное отношение к любым пересмотрам и исследованиям. Если полнота истины уже явлена тебе, то и все средства решения проблем тоже к твоим услугам. Их незачем искать где-то там – достаточно вовремя вспомнить. Любые изменения божественного совершенства – всегда отклонение от истины, изменения к худшему.

В другой статье я уже приводил пример, к чему это ведет в литературе. Католический священник, которому нужно изгнать из мира людей древнего вавилонского демона, будет искать, каким заклинанием этого демона призвали культисты мрака, и какими словами можно отправить его обратно в глубины ада. Православный батюшка изгонит беса походя, крестным знамением, святой водой и Иисусовой молитвой, и бес ничего не сможет ему сделать, ибо бессилен перед праведником.


Фэнтези – повесть о чудесах в волшебном мире. Этот вид литературы стал популярен именно потому, что наш собственный мир расколдован. Читая фэнтези, мы временно заколдовываем его обратно, накладываем волшебную реальность на повседневную и прикасаемся к чуду.

Но православие – самая магически ориентированная ветвь христианства. У него есть свой, довольно мрачный, волшебный мир, наполненный духами и невидимыми силами. Православный обитает в нем постоянно, и именно его считает единственно настоящим.

Для него расколдованная реальность, в которой живут все остальные – наоборот, результат злых чар, коварства дьявола, который сумел убедить людей, что ни его, ни Бога не существует.

Есть у православных и свои повести о чудесах в этом волшебном мире – это жития святых. Вот только православный читает их не как способ прикоснуться к чуду, а как документальные источники. Усомниться, что один святой победил дракона, а второй летал на бесе в Иерусалим – значит, усомниться в самом православии.

И потому в голове у православного не укладывается введенное Толкином понятие вторичной реальности. Чтобы перейти в придуманный автором волшебный мир, ему нужно вначале выйти из своего. Он этого не делает – это равнялось бы отречению от веры. Вместо этого он тянет любые тексты о чудесах в собственный волшебный мир и понимает их по его законам.

Если вы хотите понять, почему православные не любят Джоан Роулинг, имейте в виду – для них буквально нет разницы между Гарри Поттером и Петром Муромским.
Когда православный читает «Повесть о Петре и Февронии», то верит, что ее герой действительно сражался со змеем-оборотнем и добыл чудесный меч из-под церковной стены.

Когда он читает ГП, то верит, что волшебники действительно могут летать на метлах, варить колдовские зелья и накладывать чары. Но при этом книга говорит ему, что они делают это не бесовской силой и не боятся молитвы. В мире житий такого просто не может быть, а значит, эта книга – ложь, сочиненная колдунами, чтобы исказить и испортить его мир и его веру.


Как, в таком случае, православным авторам вообще удается писать фэнтези? Очень просто. Они всегда так или иначе отступают от того канона, о котором я сейчас говорил.

Возьмем тех писателей, которые были упомянуты в начале статьи.

Гоголь помещает действие в мире слегка христианизированного язычества, которым жил – и по большей части живет и сейчас – простой народ. Его герои – тоже далеко не святые. Поэтому круг, очерченный мелом, оказывается для Хомы Брута лучшей защитой, чем церковные стены, крест и молитвы, да и остальные герои (кроме разве что кузнеца Вакулы, который смиряет черта крестным знамением), сталкиваясь с магией, общаются с ней по магическим же законам.

Виталий Каплан – просто талантливый автор фэнтези. Его произведения можно назвать христианскими, но в них нет ничего специфически православного. Те же «Круги в пустоте» происходят в мире, устроенном совершенно не по-библейски. Там есть астральное пространство, тонкие энергии, у человека три души, одна из которых привязывает его к родному миру и не дает перейти в другой – словом, оккультизм во все поля. И все это не просто верования колдунов из экзотического и жестокого Оллара, а суровый факт – можно сказать, местная магическая физика.

Христианство же здесь не в том, что по молитве совершаются чудеса (хотя и это случается тоже), а в том, что люди, живущие по правде, одерживают верх над теми, кто заботится о себе. Ну и еще в том, что человеческими силами зло невозможно победить окончательно – оно всегда рано или поздно снова поднимет голову, пусть даже в другом мире.

Пожалуй, «Круги в пустоте» можно было бы назвать православным ответом Гарри Поттеру, вот только книга эта совершенно не детская.

А любые попытки написать фэнтези именно по православным правилам вырождаются либо во что-то вроде «Юлианны», либо во что-то вроде печально известных «Детей против волшебников».

Comments

( 35 comments — Leave a comment )
greatebattle
Sep. 30th, 2016 10:20 am (UTC)
Я какой-то не такой православный: коллекционирую фото византийской и древнеримской храмовой архитектуры, с большим интересом при том, и ничего не имею против поиска новой формы (в конце концов, русская "луковица" когда-то тоже была новшеством). А ещё я считаю, что вопрос монашества в наши дни требует осмысления (не говорю - переосмысления, а просто осмысления), ибо уход от мира в монастырь в центре города - это как-то... странно. И мне очень нравится "Гарри Поттер", и я не вижу криминала в волшебных сказках (нет, писать православное фэнтези не собираюсь, но историю о волшебниках - почему бы и нет). И это всё при том, что в быту я клинический материалист: не верю ни в сон, ни в чох, ни в вороний грай, и это моё неверие опирается на мои же религиозные убеждения, так же, как у отца Брауна. Но да, я понимаю, что такие, как я - далеко не все, чо уж там.
midzenis
Sep. 30th, 2016 10:41 am (UTC)
Вы просто умейте готовить православие.
(no subject) - greatebattle - Sep. 30th, 2016 11:20 am (UTC) - Expand
anairos
Sep. 30th, 2016 10:52 am (UTC)
У меня среди знакомых полно таких "не таких" православных, и меня это несказанно радует. Но я работал в монастыре, так что насмотрелся и на другой тип. Тот, о котором пишу.
(no subject) - greatebattle - Sep. 30th, 2016 11:26 am (UTC) - Expand
virrita
Sep. 30th, 2016 06:21 pm (UTC)
Емец как Вам? он в последние годы перешел, кажется, на что-то вроде "православного фентези"
anairos
Sep. 30th, 2016 06:36 pm (UTC)
Честно говоря, я его мало читал. Немного Тани Гроттер, и первую (и, кажется, вторую) книгу Мефодия Буслаева. Он произвел на меня странное впечатление. Достаточно серьезные сюжеты, и при этом подчеркнуто стебное исполнение, перенасыщенное петросянством. К Мефодию Буслаеву это особенно относится.

А что у него православного?
(no subject) - virrita - Oct. 1st, 2016 12:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - anairos - Oct. 1st, 2016 04:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - virrita - Oct. 1st, 2016 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anairos - Oct. 1st, 2016 03:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - virrita - Oct. 1st, 2016 09:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anairos - Oct. 2nd, 2016 04:09 am (UTC) - Expand
drago_kun
Sep. 30th, 2016 06:26 pm (UTC)
"И потому в голове у православного не укладывается введенное Толкином понятие вторичной реальности. Чтобы перейти в придуманный автором волшебный мир, ему нужно вначале выйти из своего. Он этого не делает – это равнялось бы отречению от веры. Вместо этого он тянет любые тексты о чудесах в собственный волшебный мир и понимает их по его законам."
Справедливости ради - подобное мироощущение характерно не только для некоторых православных. Оно вообще к Православию не имеет отношения - это определённый тип мышления, способ коммуникации с миром. Я его условно называю магически-архаичным, а как он по научному называется и не знаю.
Так вот, подобный тип мышления можно обнаружить и у протестантов, которые сжигали книги Роулинг и у некоторых "мусульман", разрушающих древние памятники (статуи Будды, Пальмира и т.д.) и у католиков и у буддистов, то есть это не строго конфессиональное.

Хотя вопрос "отчего нет православного Льюиса или Толкиена" сам по себе интересен.
Навскидку, как мне кажется, это отношение к чудесам и волшебству, как к таковым и лежит в литературной традиции.
Православие точно знает, что чудеса бывают только от Бога, соответственно, если чудо не от Бога, то это не чудо, а наваждение причём только от дьявола. И в письменной традиции нет никаких разночтений и толкований - домовые, русалки - это нечисть, мелкие бесы.
У католиков ситуация иная, если вспомнить хотя бы Шекспира с его "Бурей" или фразу "иных сил много в мире, средь них есть добрые и злые". Ну и обширнейший фольклор про сидов, туата де даннан, германских эльфов и т.д. У нас же есть только былины (то есть не сказки вообще, а реальные истории) и Бажов. Я больше что-то ничего вспомнить не могу.
У буддистов сам жанр фентези невозможен наверное в принципе, так как для них это вообще обыденность. Магия - проявление сиддхи или игра иллюзии. Ходишь по воздуху или находишься под водой без дыхания часами - достиг реализации. Гендальф на этом фоне - дилетант :)
А мусульманское фентези уже давно есть - это сказки 1001 ночи. :)
anairos
Sep. 30th, 2016 06:42 pm (UTC)
Несомненно, этот тип мышления свойственен не одним только православным. Однако это не просто магически-архаичное мышление, потому что магически-архаичное мышление, наоборот, всеядно. Оно приемлет какую угодно магию и какие угодно силы. В литературе это как раз скорее Гоголь.

А тут сочетание дремучей архаики картины мира – и одновременно фанатизма, свойственного монотеистическим религиям.

Буддийское фэнтези – почему нет. Достаточно вспомнить, что именно в Китае и Японии жанр, аналогичный нашему фэнтези существует со средних веков. В Китае он называется уся, в Японии не помню как. Если смотрели "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" или "Царь обезьян побеждает демонов", то это именно оно.

Буддизм тоже всеяден в плане волшебства. Любые силы реальны, и никакие силы не имеют значения перед лицом Будды :)
drago_kun
Sep. 30th, 2016 08:30 pm (UTC)
Мне кажется, что корни фанатизма лежат в архичном восприятии мира, а монотеистичность религии тут вторична.
Да, у буддистов я как-то забыл про "Путешествие на Запад" :).
flower53
Sep. 30th, 2016 08:08 pm (UTC)
Но смотрите, Вы у них вспоминаете фольклор, то есть "народное знание", а у нас говорите о письменной традиции. Русский фольклор столь же богат, а что касается литературы – вспомнить хотя бы "Руслана и Людмилу"... Мне кажется, у нас "развлекательную" литературу в советское время просто замалчивали, а до революции её хватало.
drago_kun
Sep. 30th, 2016 08:33 pm (UTC)
Кстати да, про "Руслана и Людмилу" я тоже забыл.
Надо всё это ещё раз хорошенько обдуматьи переформулировать - возможно в моих рассуждениях есть качественный изъян и я его не вижу.
(no subject) - anairos - Oct. 1st, 2016 04:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - flower53 - Oct. 1st, 2016 09:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - anairos - Oct. 1st, 2016 09:49 am (UTC) - Expand
quangel
Sep. 30th, 2016 06:45 pm (UTC)
Православный батюшка изгонит беса походя, крестным знамением, святой водой и Иисусовой молитвой, и бес ничего не сможет ему сделать, ибо бессилен перед праведником.
---
Демона из Вавилона может и изгонит,а вот демона-чемпиона Кхорна - Кабандху или Кайроса-Судьбоплета фольклерные ритуалы Древней Терры только позабавят. :) Никаких "Иисусов" и "Саваофов" в варпе они в упор не видят,видят только "Маяк Боли" Золотого Трона. И все. :)
egatiro
Oct. 3rd, 2016 11:00 am (UTC)
Очень хорошо вы описали мироощущение православных. Я живу в расколдованности и мне это нравится.
anairos
Oct. 3rd, 2016 01:19 pm (UTC)
Мой мир тоже в значительной степени расколдован. В повседневном общении меня трудно отличить от атеиста -- и, насколько мне известно, некоторые мои близкие меня таковым считают, хотя это совершенная неправда.

Но это отдельная тема -- как расколдованный мир может органично включать в себя и чудеса, и даже магию, хотя и не совсем в том смысле, какой в них вкладывают и обитатели заколдованного мира, и атеисты.
(no subject) - egatiro - Oct. 3rd, 2016 03:33 pm (UTC) - Expand
sv_vida_nueva
Apr. 1st, 2017 10:50 am (UTC)
На случай, если Вы увидите этот коммент к прошлогодней записи))

Вы поразительно точно схватили суть – у русского православия есть своя совершенно особая архаичная и давящая атмосфера, не присущая иным (известным мне) христианским конфессиям. В русском православии действительно очень жесткие рамки – не вероучительные, нет, даже не об этом речь, а какие-то… эгрегориальные,что ли, тут уж только такие ассоциации в голову приходят)). Если ты оказываешься внутри – ты в другом мире, всё. «Зона постоянного обитания», как Вы и сказали. И это не просто «душный лампадный мирок» мракобесов внутри православия, о чем писал Бердяев, - его тогда можно было бы игнорировать, отвернуться, сказать – я не такой как вы, хотя и православный. Но русское православие – это некая реальность, а реальность не проигнорируешь… И меня всегда до глубины души изумляли люди, способные жить внутри православия и не индуцироваться этой атмосферой, как Вы точно подметили, ко всему прочему ещё и несовместимой с критическим мышлением; быть иммунными к ней, а в числе комментаторов этой Вашей записи есть и такие.

Ну и насчет фэнтези – всё логично. Кстати, как Вам «Иной среди иных» того же Каплана? Вот уж точно православное произведение))
anairos
Apr. 1st, 2017 11:01 am (UTC)
Я вижу все комментарии :)

Как раз недавно я снова вспомнил об этой своей статье – точнее, мне напомнили. Кураев процитировал жизнеописание некого почитаемого монаха, не знаю только, святого или еще нет. У него была в миру жена и восемь детей, и потому жена не хотела отпускать его в монастырь. Но по его молитвам их дети стали умирать один за другим, пока несчастная женщина не велела ему уходить, пока еще хоть кто-то остался.

Жития святых – совершенно особая литературная реальность. Вторичный мир, как говорил Толкин. Не знаю, как и почему жития стали такими, какими стали, но они отличаются от всего, что мне доводилось видеть. Это и не христианский мир, и даже не гностический. Ближе всего он к языческому, но поразительным образом в нем намного меньше радости и надежды.

У католиков таких житий тоже хватает, но все же католичество не опирается на них в такой степени, как русское православие.

"Иной среди иных" я не читал. Я, если честно, вообще ничего у Каплана не читал, кроме "Кругов". Зато я знаю (и по книгам, и по интернет-общению) совсем другого автора, Максима Солохина. Его книги – идеальное, архетипическое воплощение темного мира житий, на мой взгляд.

Солохин – одна из важнейших причин, по которым я ушел из православия. Я просто в какой-то момент понял, что ни другим, ни даже самому себе не смогу обосновать, что он "неправильный" православный. Наоборот, именно он – плоть от плоти русского православия, рупор, через который вещает его дух, а я и такие, как я, выбиваемся из ряда.
(no subject) - sv_vida_nueva - Apr. 1st, 2017 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - anairos - Apr. 1st, 2017 12:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sv_vida_nueva - Apr. 1st, 2017 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anairos - Apr. 1st, 2017 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sv_vida_nueva - Apr. 2nd, 2017 12:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anairos - Apr. 2nd, 2017 12:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sv_vida_nueva - Apr. 2nd, 2017 08:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anairos - Apr. 3rd, 2017 03:19 am (UTC) - Expand
( 35 comments — Leave a comment )