Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Ловушка ясности

Вот вы говорите: «Живется, как в сказке»,
Но сами судите – легко ли в ней жить,
Когда в этой сказке нельзя без опаски
Из-за неясности, и непонятности,
И неизвестности, и неприятности –
Ой, как все это сложно, но в этом-то и прелесть! –
Нельзя без опаски ни шагу ступить?


«Песня Алисы»

Вам случалось когда-нибудь читать книгу, которая вызывала у вас волшебное чувство озарения?

Вы открывали ее, погруженный в мешанину событий, фактов и мнений. Мир вокруг был неопределен, в нем никак не удавалось найти общую нить, какой-то порядок, схему. Но с первых же слов автора вы понимали – вот оно! Именно здесь, под этой обложкой, вы обрели наконец-то понимание, как на самом деле обстоят дела, какому закону подчиняются события, куда катится мир.

Человек, испытавший это чувство на себе, обычно начинает почитать автора как пророка. Он будет горячо защищать его от любых нападок. Те, кто критикует это великое озарение, либо недостаточно умны, чтобы его понять, либо из принципа не соглашаются с открывшейся им истиной, ибо не хотят ее принять.

И вот тут-то кроется одна интересная ловушка, основанная на том, как мы вообще усваиваем и принимаем новое.


Чем старше вы становитесь, чем более определенную форму принимает ваша личность, тем труднее вам принять то, что противоречит ее основам. Не говорю «невозможно» – невозможного в мире куда меньше, чем многим кажется – но трудно и болезненно.

Это неприятное ощущение можно даже использовать как критерий. Если прочитанное вызывает у вас чувство затруднения, несогласия или даже отторжения – значит, это для вас ново. Не обязательно нужно, полезно или правильно – но определенно ново. Приняв и усвоив это знание, вы немного изменитесь, к лучшему или к худшему.

С хорошей книгой всегда хочется спорить.

Действительно качественные книги – если это не справочники – не столько дают ответы, сколько заставляют задавать другие вопросы. Какие-то проблемы решаются, какие-то просто отходят на второй план, перестают волновать – но на их место всегда приходят другие.

Это аналог сюжетного поворота в хорошей истории. Событие только тогда становится событием, а не просто затычкой в сценарии, если в результате для героев что-то меняется – либо цель, либо мотивация, либо преграды на пути.

Не нужно только путать чувство внутреннего сопротивления с характерным недоумением, возникающим от прочтения бессмыслицы. Вопрос «Это что сейчас было, и кто мог такое написать?» – признак того, что вы столкнулись с принципиально иной логикой. Принять ее невозможно, не поломав всего, на чем уже стоит ваша личность.

С ней невозможно даже спорить – у вас нет общей базы, на которой можно было бы основывать доводы. Англичане говорят о таком случае: “Not only are you not right – you aren’t even wrong!”*

* «Вы не просто не правы, но даже не заблуждаетесь!» (анг.)

Волшебное чувство озарения и ясности наступает от других книг. Тех, которые не говорят ничего нового, что нужно было бы осмыслить, оценить и принять или отвергнуть. Такие книги подобны зеркалу: взглянув в них, ты видишь там только самого себя и ничего больше. Но теперь ты можешь увидеть себя со стороны и понять, что ты на самом деле знаешь и во что веришь.

Если ты нашел такую книгу, ты не можешь не согласиться с ней – ведь все, что там сказано, уже помечено в твоем уме как истина. А если вся книга состоит сплошь из истин, кто же ее автор, как не пророк?

От таких книг может даже быть польза. Но куда чаще они оказываются приманкой. Если пророк говорит своей пастве только то, во что те и так верили, не заставляет их задуматься, измениться, вступить в борьбу с чем-то в себе самих – значит, он ждет от них только доверия, преклонения и послушания.

Такими были Рерихи. Иногда говорят, что учение Рерихов оказало огромное влияние на всю российскую – и советскую – интеллигенцию. Даже Ефремов был их поклонником, и это очень заметно по его (анти)утопиям о Мире Великого Кольца.

Но на самом деле Рерихи не сказали ничего нового. Они лишь дали своим последователям красивое и возвышенное изложение их же собственных верований. Учение Рерихов – дистиллят всего того, во что склонен верить эзотерически настроенный советский интеллигент. Это соединение природного, неосознанного магизма и классического российского беспощадного идеализма, не приемлющего полумер. Основатели агни-йоги просто облекли эту веру в слова и обрушили на последователей ослепительным откровением истины.

Среди многочисленных списков «признаков секты» есть один пункт, который вызывает у людей недоверие, но на самом деле очень точно соответствует действительности:

Учение организации невероятно просто и объясняет любую проблему.

За этой ясностью люди идут к гуру, и эту ясность они там находят. Учение приносит им избавление от нерешительности, рассеивает все сомнения и недоумения, дает ответы на все вопросы – и эти ответы всегда приемлемы.

Разумеется, такое случится только с теми, кто и до встречи с гуру верил в то же самое, только не мог сформулировать. Но гур много, учений тоже много – в этой лавке практически каждый найдет товар именно на свой вкус.

Даже те, кто не доверяет никому и считает, что мир держится на обмане и манипуляциях, найдут учителя, который скажет им ровно это. «Да, мир держится на обмане. Все манипулируют всеми. Прошлое и настоящее подделаны невидимыми Властями. Я расскажу тебе, как отличить правду от вымысла, и поведаю, как все на самом деле».

И, послушав такого пророка, наш герой, продолжая считать себя по-прежнему рациональным скептиком, будет верить ему безоговорочно, а другим с гордостью скажет:

– Теперь-то я знаю!
Tags: простые истины, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments