Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Волшебное ремесло: мистики и маги

Знаете, что меня бесит?

Популярная сейчас вера в то, что единственный настоящий путь к божественному всемогуществу – «высшие состояния сознания».

Оккультисты были когда-то одержимы церемониями, ритуалами, знаками и Именами Силы. Но в наше время они чаще вспоминают о йоге, буддийской медитации, сиддхах и Универсальном Космическом Сознании.

Нет, вообще вера в «универсальное сознание» не так уж плоха – как картина мира. Существует только одно Сознание, порождением которого является весь мир. То, что ты считаешь собой – лишь крохотная часть настоящего тебя, потому что настоящий ты – это вся вселенная.

Для универсального сознания нет разницы между прошлым, настоящим и будущим. В нем едины все точки пространства, умы всех людей, живые и ушедшие. Тот, кто осознал, что «ты есть То», переживает это единство и взаимосвязь всего сущего. Тот, кто не осознал – страдает, потому что отделен от мира.

Это обобщенно-восточное мировоззрение, больше всего похожее на адвайту, а еще немного – на великий миф Лавкрафта: «Йог-Соттот есть Все-в-Одном и Одно-во-Всем». Не зря Лавкрафт, хоть и был рационалистом, кое-что понимал в исламском мистицизме.

Оно не лучше и не хуже прочих. Я сам временами склоняюсь к чему-то похожему.


Универсальное сознание, как и некоторые другие теории, объясняет, почему на свете существует пси и почему магия время от времени работает. Правда, как и другие объясняющие теории, ничего не может поделать с простым фактом, что и пси, и магия в нашем мире достаточно редки и слабы.

Однако мистиков, переживавших единство и взаимосвязь всего сущего, не так уж мало. Мусульмане, буддисты, тантрики, христиане... Даже у шизофреников это весьма частое содержание галлюцинаций. А вот чудотворцев среди всех этих людей – единицы.

И неудивительно. Озарение не делает тебя кем-то другим. Наоборот, оно – по крайней мере, в теории – показывает тебе, кто ты на самом деле есть. Позволяет увидеть себя и мир без фильтров представлений и ожиданий.

Нью-эйджеры не видят в этом проблемы. По их учению, каждый человек – всемогущий бог, забывший о своем всемогуществе. Следовательно, просветление должно вернуть ему утраченное величие.

Практика показывает, что это одно из тех заблуждений, от которых озарение призвано избавить. Те, кто его пережил, видят себя не центром вселенной, а крохотной частичкой всепроникающего единства.


Буддисты и йоги – настоящие, не «растворимые» – отлично это помнят. А потому их тоже раздражает отношение к их пути, как к способу получить «сиддхи». Не за этим буддист находит прибежище в Дхарме, и не за этим йог старается освободить свой дух из рабства материи.

Для них наличие или отсутствие волшебных способностей не имеет значения. Важно лишь то, насколько ты близок к осознанию природы мира и освобождению от сетей неведения.

Для христиан и мусульман – тоже. Чудотворец ты или нет – Богу все равно. Важно, насколько твоя жизнь соответствует Его закону. Разница лишь в том, что Восток ставит знак равенства между мистицизмом и праведностью, Запад же ставит во главу угла дела и поступки.

Но это значит, что верно и обратное. Чудотворная сила не зависит от праведности, осознанности, просветленности и вообще соответствия религиозным идеалам.


Мистик избавляется от представлений и ожиданий, старается как можно сильнее убрать себя из собственной картины мира, чтобы стать чистым зеркалом, способным отразить Единое во всей полноте.

Чудотворец, напротив – больше, чем просто человек. Это человек плюс приходящая с Той Стороны сила.

Обычно ее ощущают как что-то внешнее – дух-помощник, демон, ангел-хранитель, присутствие Бога, поток космической энергии. Приходит ли она на зов или является непрошеной, но она – не ты. Если она и подчиняется тебе, то не как твое собственное тело, а как друг-союзник. С ней приходится как-то договариваться, взаимодействовать, иногда даже закрываться или отгонять, потому что не всегда она действует в твоих интересах. Даже ее помощь может оказаться несчастьем – представления о благе у нее нечеловеческие, а мораль и совесть отсутствуют по определению.

Что при этом происходит «на самом деле» – выбирайте вариант, который вам больше нравится.

По одной теории, существующий в вашем воображении образ духа или божества – нечто вроде интерфейса, места встречи с реально обитающей «где-то там» сущностью-силой. Маг заключает с ней союз, и они помогают друг другу, пока маг жив. После смерти же его душа отправляется к той силе, которой он служил.

По другой – все магические силы обитают в вашем же собственном бессознательном, и образ помогает осознать их и интегрировать в целостную личность. В результате рождается маг, живущий сразу и в «дневном» мире сознания, и в волшебной реальности бессознательного.

Наконец, если верна теория универсального сознания – это одно и то же. Две части общего целого, считавшие себя различными, осознают свое единство, и новое существо учится использовать свои новые возможности.


Поклонники медитации редко говорят о ее опасностях. Не всегда они даже осознают эти опасности. Неподвижное сидение во внутренней тишине и самонаблюдении кажется им просто продвинутым способом отдохнуть и расслабиться.

Опытных буддистов это тоже раздражает, потому что уж они-то о подводных камнях духовной практики прекрасно осведомлены и честно предупреждают всех, кто этим интересуется. На пути к просветлению часто приходится пройти через тяжелейший психоз – ломку личности, известную под поэтическим названием «темная ночь души». Не всем удается выйти из этого состояния неповрежденными. Некоторые даже принимают полученные душевные травмы за само просветление.

На пути чудотворца опасность тоже есть, и я о ней на всякий случай напоминаю. Никто не гарантирует, что в получившейся связке «ты плюс То» человек будет главным. И чем могущественнее сила, на которую вам посчастливилось наткнуться (или попасться ей на дороге), тем больше вероятность, что не она будет вам служить, а наоборот.

Об этом хорошо написал Тэд Уильямс в романе «Трон из костей дракона»:

— Вы же тоже колдуете, правда? Почему же Прейратс опасен?
...
— Я уже говорил тебе о ловушках, о поисках знаний. Так вот, мы… я и другие искатели знаний — подходим к нашим ловушкам, чтобы посмотреть, каких еще прекрасных зверей нам удалось поймать. А Прейратс просто распахивает в ночь свою дверь и ждет, что еще войдет в нее, — Моргенс отобрал перо у Саймона и рукавом вытер чернила, размазанные по его щеке. — Вся сложность способа Прейратса в том, что если ему не понравится явившийся в гости зверь, то трудно, очень, очень трудно закрыть дверь снова.
Даже если вы не верите в демонов и духов, одержимость – реальный факт. Можете, если хотите, считать ее специфическим психозом магов и оккультистов, так же как «темная ночь души» – специфический психоз медитаторов. Могущественный образ становится навязчивым, перехватывает контроль и отодвигает сознание и волю далеко в сторону.

Одержимых порой почитали как святых, но в целом это все-таки незавидная участь – печальнее даже, чем не выдержать «темную ночь» и провести остаток дней в депрессии от очевидной бессмысленности всей своей жизни.

Поэтому чудотворцу куда больше, чем мистику, нужна магия – техника управления сознанием при помощи образов. Только так он может выстраивать ловушки, контролируя, кто может «войти в его дверь», а кто нет.

«Способ Прейратса» тоже не придуман Уильямсом. Такая практика действительно существовала у многих народов – человек, ищущий силу, выходил на «охоту», в которой сам он был скорее добычей. Он предлагал себя любой потусторонней сущности, готовой его принять. Естественно, решиться на подобное мог только кто-то совершенно отчаявшийся, твердо знающий, что терять ему нечего – хуже, чем есть, уже не будет.

По некоторым исследованиям, как-то так появились первые шаманы. Но затем все несколько упорядочилось. Практически любая «языческая» религия, включая те же шаманские верования, дает практику набор образов сил с описаниями: эти благожелательны к людям; эти равнодушны, но могут помочь; эти опасны и даже враждебны, но все равно способны принести пользу; а этих вообще нет смысла призывать: вреда от них много, а толку никакого.

Совсем безопасных сил, впрочем, не существует в принципе. Даже пресловутая «энергия» не настолько безлична и пассивна, как хотелось бы верить некоторым энергетам. Любая потусторонняя сила всегда чего-то хочет и к чему-то стремится, таково ее определение. В мире волшебства безопасное – значит бесполезное.
Tags: метафизика, мифология, практика, религиозные штудии
Subscribe

  • Минутка воспоминаний: ошибка Таноса

    Этот пост был опубликован 3 года назад. Сейчас я сам назвал бы его несколько идеалистическим, так что не нужно мне на это указывать. Но основные…

  • Размышлизмы о свободе слова

    Русский язык удивителен в своих отрицаниях. У нас полно случаев, когда фраза и её отрицание обозначают одно и то же. «Девушка реально…

  • Минутка воспоминаний: от кого добра не жди

    Этот пост был опубликован 2 года назад. А ещё до того он был опубликован 5 лет назад. Мне кажется, интересно не только перечитать его сейчас, но и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments

  • Минутка воспоминаний: ошибка Таноса

    Этот пост был опубликован 3 года назад. Сейчас я сам назвал бы его несколько идеалистическим, так что не нужно мне на это указывать. Но основные…

  • Размышлизмы о свободе слова

    Русский язык удивителен в своих отрицаниях. У нас полно случаев, когда фраза и её отрицание обозначают одно и то же. «Девушка реально…

  • Минутка воспоминаний: от кого добра не жди

    Этот пост был опубликован 2 года назад. А ещё до того он был опубликован 5 лет назад. Мне кажется, интересно не только перечитать его сейчас, но и…