Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

О молитвах и заклинаниях

Спор на тему, чем отличается магия от религии, будет вечным. Не в последнюю очередь потому, что сам предмет спора бессмыслен. Говорить о различиях между магией и религией — все равно что говорить о разнице между шапочкой и алюминиевой кастрюлей. У них можно усмотреть сходства и различия, но в целом эти понятия из разных областей.

Однако один из вопросов, постоянно всплывающих в ходе этого вечного спора куда более предметен, поскольку касается сравнения явлений одной категории. Чем отличается молитва от заклинания?

И то, и другое — обрядовые тексты. И там, и там могут упоминаться Бог, боги, ангелы или демоны. Язык заклинаний и молитв очень похож: поэтический, насыщенный метафорами, аналогиями, ассоциациями и иносказаниями. Иногда он напоминает известную игру начинающих литераторов — взять простую ситуацию, которую можно описать двумя-тремя словами, и составить текст, который описывал бы ту же самую ситуацию, но не содержал бы ни одного из этих слов, а также их синонимов и эвфемизмов.

Более того, существует множество текстов, относительно которых даже знатокам трудно решить, в какую категорию их зачислить.

Тут я должен отвлечься на лирическое отступление. Хотя есть категории, определяемые каким-то четким признаком (скажем, множество птиц определено вполне однозначно, и живое существо либо является птицей, либо нет), большинство их строится по несколько иной схеме. Есть некое «ядро», к которому принадлежат наиболее типичные представители класса, а все остальные предметы зачисляются в него, если чем-то похожи на «ядро» или хотя бы на других, уже зачисленных своих собратьев.

Таково, скажем, множество рыжих. Определенный цвет волос — яркий, солнечный, почти оранжевый — эталонный рыжий. А дальше рыжими считаются все те, кто по масти схож с эталоном, затем идут те, кто схож с этими, и так далее, до тех оттенков, о которых еще трижды подумаешь, рыжий это или все-таки уже русый или вовсе светлый. Впрочем, множество русых, блондинов или брюнетов устроено точно так же.

Так вот, молитвы и заговоры страдают от той же самой неопределенной категориальности. Но в обоих классах есть образцовые, эталонные представители, относительно которых ни у кого не возникает сомнений, что это такое. О них мы и будем говорить.


Христиане уже давно сформулировали свое мнение на этот счет. Молитва — говорят они — обращена к Богу со смиренной просьбой или восхвалением. Молящийся всегда понимает, что исполнение его желания зависит не от молитвы, а исключительно от воли Бога. Заклинание же — это попытка приказать Богу, уговорить его или даже обмануть.

Однако даже у христиан считается, что молитва праведника, а тем более святого непременно будет услышана. Если же множество людей договорились совместно молиться об одном и том же, то ответ тем более будет получен.

В римской религии считалось, что божества Рима связаны с людьми посредством завета — договора, заключенного некогда Юпитером, Отцом Богов, и мудрым римским царем Нумой Помпилием. Соответственно, молитвы римлян содержали в себе не столько смиренные просьбы, сколько напоминание о взаимных обязательствах и требование определенных действий согласно договору.

Ведический индуизм и вовсе стоит на вере в то, что посредством точного знания определенных текстов, мантр и ритуалов можно связывать богов и принуждать их выполнить волю брахмана-взывателя.

С другой стороны, европейская церемониальная магия предписывает начинать любой ритуал с обращения к Богу, а затем к одному из подчиненных ему архангелов. И там как раз содержится смиренная просьба даровать магу власть над духами, приказав духам исполнить приказ мага.

Что из этого счесть молитвой, а что заклинанием?

В общем-то, ответ лежит на поверхности. Молитва действительно обращена к Богу, и хотя само слово происходит от «молить», то есть просить, настоящая «архетипическая» молитва в первую очередь прославляет того бога, к которому обращена, и призывает его прийти в жизнь молящегося. «Боже! Да будет воля Твоя на земле, как на небе» — примерно таков текст «архетипической», стопроцентной молитвы. Все прочие добавления к этому тексту — как правило, поэтические уточнения, каков тот бог, к которому молящийся обращается, и каковы будут проявления его воли на земле. Скажем, если добавить к нему описание христианского Бога Отца, то получится молитва «Отче наш», если другие образы — то гимн Дионису или Шиве. Если еще подробнее развернуть последнюю часть, а цветистое описание Бога опустить вовсе, то универсальная молитва превратится в 90-й псалом.

А что же заклинания? Христиане в их оценке категорически неправы в одном — заклинание никогда не обращено к Богу с большой буквы. К богам, как в Индии — сколько угодно. Но для ведического брахмана боги не были главной силой во вселенной. Закон-Дхарма стоит превыше их, и воплощением этого закона становятся заклинания и ритуалы брахманов. Перед лицом Закона сами боги должны умолкнуть и подчиниться.

Уже отсюда видно, что традиционное понимание заклинания — приказ, который маг отдает миру или даже Богу своей волей — в корне неверно. Римлянин, обращаясь к своим богам и напоминая им об условиях договора, действительно приказывал. Но заклинание не таково. Произнося его, человек действует той властью, которая ему дана, а не принадлежит естественным образом. Заклинание, к кому бы оно ни было обращено, произносится от лица высшей силы.

Именно так и формулируется универсальное, архетипическое заклинание «Властью, данной мне, да будет так!». Остальное, как и в случае с молитвой — детали: кто именно дал власть, в чем она заключается, каковы ее полномочия и что именно «так» должно произойти.

В частном случае источником власти может быть и государство. Таковы стандартные социальные заклинания вроде «Именем Российской Федерации я объявляю вас мужем и женой!».

Обратите внимание, что это ни в коем случае не приказ и не просьба. И первое, и второе — слова-сообщения, и они подразумевают некую реакцию. Собеседник может ослушаться приказа или проигнорировать просьбу. Но заклинание, произнесенное тем, кто действительно обладает властью — слово-действие. Оно само исполняет себя. Сам факт произнесения правильных слов правильным человеком в правильной обстановке уже есть изменение мира.

Как ни странно, оккультисты редко осознают этот факт. Отсюда и теории о «тонких энергиях», «флюидах» и «энергоинформационных полях», которые приходят в движение от магических слов. В их понимании слово не может быть действием, а только указателем на него.

А вот народная магия понимает все правильно. Колдун или знахарь силен потому, что знает «правильные», «сильные», «тяжелые» слова и обладает полномочиями их использовать. Отсюда и запрет на разглашение самых крепких заговоров, а иногда даже на их запись. Отсюда же и легенда о том, что колдун не может умереть, не передав кому-то своей власти.

Особенно могущественным считается заклинание, исходящее от лица Бога. Слова такого заклинания равносильны тем, при помощи которых Бог творил вселенную. Иногда даже считается, что они тождественны им. Например, одна из предпосылок еврейской Каббалы — иврит есть божественный язык, язык Творения. А потому, правильно комбинируя его буквы и звуки, можно приобщиться к божественной власти и самому совершать великие чудеса.

Поскольку заклинательное слово есть слово Божье, понятно, почему его считают неотразимым, и почему в народной традиции защититься от заклинания можно только с помощью другого, более могущественного заклинания, или призвав на помощь колдуна, сила которого (то есть «уровень допуска» к магической власти) больше, чем у того, кто наслал враждебную магию.

Кстати, в христианской традиции есть свои заклинания. С их помощью священник изгоняет злых духов, а иногда и вполне материальных полевых вредителей. И они, как и всякие другие заклинания, обращены к злым духам и мышам от лица Бога. Православные стыдливо называют их «заклинательными молитвами» — что, конечно, никак не отменяет их сути.

А самое известное христианское заклинание каждый православный слышал множество раз в жизни. Помните? «И аз, недостойный иерей, властию, Богом мне данной, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
Tags: метафизика, религиозные штудии
Subscribe

  • Поговорим о странностях любви

    Мне в очередной раз встретился на просторах интернета крик души: «Ну почему, люди, вы хотите одно, а выбираете другое?». И дальше…

  • Ваши координаты

    Люди делятся на дофига категорий. Одна из них – те, кто думает, будто люди делятся на две категории. Народная мудрость Делить пополам…

  • Наивность в твоих словах слышу я

    Есть такие фразы – безошибочные маркеры... не то чтобы глупости – говорящие часто бывают весьма умны – а скорее отсутствия опыта.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments