Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Пограничные войны

Любой, кто достаточно долго изучает странности человеческого мышления, рано или поздно обращает внимание, что не все идеи сочетаются между собой.

Логическая и фактическая противоречивость тут, как правило, ни при чем. Я уже писал раньше, что даже нормальную, полезную идею, чтобы она была жизнеспособной, приходится уравновешивать противоположной. Атеист советского разлива верит, что сознание исчезает в момент смерти тела, но в то же время – что нужно трудиться ради блага всего человечества. Православный верит, что таинства крещения, исповеди и причастия очищают душу от грехов и даруют спасительную благодать, и в то же время – что праведность и благодать дается только тем, кто очищает душу от греха неустанными усилиями, даже если они годами живут в пустыне и все это время вообще не бывали в церкви.

Фактами идею тоже не опровергнуть. Чем надежнее и полезнее идея, тем проще игнорировать противоречащие ей факты. В конце концов, нет правил без исключений, а любая модель – всего лишь приближение.

Патологические идеи на логику и факты не смотрят тем более. Один и тот же человек может верить, например, в плоскую Землю, находящуюся в центре мироздания и окруженную небесной твердью, и в скорый прилет смертоносной планеты Нибиру, с которой высадятся инопланетяне-ануннаки. Попробуйте спросить его, плоская ли Нибиру, и вне зависимости от ответа он даже не поймет противоречия.

Скептики-рационалисты даже сформулировали нечто вроде закона: очень мало людей, верящих во что-то одно. Большинство патологических идей тянут за собой целый букет других.

И все-таки реальность, как всегда, сложнее любой схемы. Идеи взаимодействуют между собой по запутанным правилам. Одни в самом деле притягиваются, другие, наоборот, отталкиваются, так что в одной голове им тесно.


Я уже давно пытаюсь вывести и сформулировать законы этой арифметики образов. Она пронизывает все мышление, начиная с мифологических времен. Боги и демоны – такие же точно сильные образы, и они тоже не всегда уживаются в одной голове.

До определенных выводов еще далеко, но кое-что ясно уже сейчас. В основе картины мира лежит ядро, доминанта – несколько основополагающих идей, поддерживающих и дополняющих друг друга. Приживается любое верование, которое ассоциативно или эмоционально связывается с доминантой. Насколько эти верования сочетаются между собой, отношения уже не имеет.

В доминанту может попасть не любое убеждение. Список довольно ограничен, и в нем есть свои тонкости.

Начинается все с базовой религиозности. Человек разделяет в какой-то степени либо парадигму одной из традиционных религий, либо атеистическую. Это серьезнейшим образом влияет на то, как он интерпретирует все остальное.

Например, верующий готов признать ангелов и демонов, но куда реже верит в инопланетян. Атеист, напротив, скорее будет считать, что все ангелы и демоны (если они не галлюцинации) – результат встреч с высокоразвитыми пришельцами.

Еще одно противопоставление – отношение к идее равенства. Вы либо верите, что самое важное в человеке у всех одинаково, независимо от пола, расы и умственных способностей, либо – что по всем важным признакам люди фундаментально разные, и игнорировать это нельзя. В обоих случаях идеальное устройство общества обязано учитывать это (не)равенство, иначе общество будет несправедливым.

Третье разделение, которое мне удалось за эти годы нащупать – основополагающий страх (не)свободы.

Одни больше всего боятся узнать, что их ощущение собственной свободы – всего лишь иллюзия, а на самом деле они лишены какой-либо власти над собственной жизнью и решениями. Другие, наоборот, прячутся в скорлупу детерминизма, потому что их страх – что нет в мире ни всеведущего Отца, ни всемогущей причинности, и только ты сам отвечаешь за свою жизнь.

Страх притягивает к себе, и поэтому человек особенно внимательно изучает любые звоночки из царства ужаса – хотя бы для того, чтобы ожесточенно их отвергнуть, еще раз убедившись в их ложности.

Четвертое и в каком-то смысле самое интересное можно назвать отношением к магии.

Насколько я смог понять, одни люди верят, что в природе все закономерно, но есть хитрые способы. Тот, кто владеет особыми знаниями, приемами или методами, может добиваться своих целей быстрее и проще, чем любые другие люди.

Если у игры есть чит-коды, в самой игре невозможно получить информацию о них. Это удастся узнать только извне, от создателей игры. И точно так же особые хитрые способы и знания не выводятся из опыта. Своими силами их никак не удастся открыть – можно только узнать от посвященных или набрести случайно, наобум.

Другие же верят, что мир – огражденное пространство в море хаоса. Законы, порядок и вообще разум существуют только в этом пространстве, за его пределами – иррациональная анархия и вседозволенность, вплоть до нарушений законов природы. Магия – прорыв в ткани упорядоченного мира, впускающий тьму внешнюю.

Последнее противопоставление, о котором стоит упомянуть – отношение к телесности.

Для одних живая плоть с ее эмоциями и страстями – естественный способ существования живой души, которая все эти эмоции и страсти переживает. Мертвая машина может стать разумной, но никогда не сделается по-настоящему живой и не получит сознание и душу. Для других – это тюрьма, несовершенное и уродливое обиталище чистого духа/разума/информации. Идеал – сознание, отчужденное от мясного носителя.


Обычно в доминанту попадает по одной идее из каждой противоположности. Некоторые сочетания встречаются чаще других. Например, религиозные люди больше склонны верить в мир хаоса, где Бог и дьявол вольны нарушать любые законы природы, а атеисты – наоборот, в упорядоченный мир и чит-коды.

Так же различается и отношение к свободе. Религиозный человек чаще – но не всегда – верит в глобальный промысел Божий, но в то же время убежден, что в своем личном выборе он свободен и несет за него ответственность. Атеист – опять-таки чаще, но вовсе не обязательно – предпочитает верить, что свободы воли не существует и человек подчиняется слепым и неразумным силам предопределенности, диктующим ему все его решения, зато на уровне вселенной никакого промысла нет, она бесцельна и бессмысленна.

А вот отношение к плоти почти не привязано к форме религиозности. Дуализм и манихейство одинаково популярны и среди православных с их идеалом монашества, и среди атеистов с их модным сейчас трансгуманизмом. Только атеисты, как правило, не верят в чистый дух, а потому их идеал – сознание, перемещенное на бессмертный цифровой носитель или вовсе «размазанное» по Сети.

Тот, кто верит в чит-коды, будет искать их везде и всегда. Поэтому он с высокой вероятностью попадется на обещания Непобедимых Приемчиков или Легкого Способа Разбогатеть.

Конспирологи на взгляд постороннего человека все на одно лицо. Однако они достаточно четко делятся на два крыла. Для одних Тайные Повелители – создатели и опора нынешнего порядка вещей, придуманного, чтобы держать людей в рабстве и скрывать от них самые эффективные технологии. Для других они, напротив, трудятся, чтобы подорвать этот порядок, ввергнуть людей в дикость и установить власть тьмы. Делают они это, в частности, активно распространяя свои тайные методы, нарушающие исконный закон.

Особенно интересно получается, когда в качестве Тайных Повелителей выступают одни и те же группы – например, евреи. Разные конспирологи приписывают им диаметрально противоположные свойства, цели и методы, но равно сходятся в ненависти к ним.

Язычество выглядит по-разному у нас и на Западе. Западный язычник повернут на идее равенства – не только людей, но и вообще всех живых существ – поэтому он практически всегда экологист и феминист. Российский язычник, напротив, повернут на неравенстве, поэтому он практически всегда националист, иногда на грани с расизмом и нацизмом (радикальные родноверы очень тесно смыкаются с нацистскими группировками). В быту же наш язычник будет скорее всего ратовать за возрождение «традиционной семьи», под которой понимает тот или иной вариант домостроевского патриархата.


Хотя нью-эйдж родился в том числе из отрицания материализма, по набору совместимых идей он почти всегда оказывается ближе к атеизму, чем к традиционной религиозности. Нью-эйджер больше склонен верить в пришельцев, чем в ангелов. Для него и то, и другое – названия энергетических существ, прибывающих на Землю из иных миров с миссией.

У нью-эйдж есть и собственный извод конспирологии. По нему, истинный облик мира – волшебная вселенная безграничных возможностей, но они не хотят, чтобы ты об этом узнал. Они приберегают настоящую магию для себя, а людям скармливают фальшивую картину мира, чтобы те сами себя заколдовывали и держали в рабстве. Только мы можем открыть тебе секрет, чтобы ты смог разорвать свои цепи и обрести украденную у тебя божественность.

Как видите, он соединяет в себе черты мира хаоса и мира тайных знаний, но по духу скорее ближе ко второму. Да и среди поклонников Легких Способов Разбогатеть нью-эйджеры встречаются достаточно часто.


Исчерпывающий анализ доминант и их взаимоотношений с другими идеями занял бы сотни страниц и потребовал бы нескольких лет работы. Однако эта статья кажется мне неплохим наброском для начального понимания.
Tags: психология, энциклопедия заблуждений
Subscribe

  • Гримуары Индостана

    От русской магии вернёмся на Восток, в Индию. Но прежде чем говорить об индийской магии, придётся сказать несколько слов о самой Индии. Думаю, для…

  • Теория заговора. Русского народного

    В наше время фольклористы продолжают странствовать по русским деревням, собирая остатки народных традиций. В том числе, разумеется, магических. Сами…

  • Мой дорогой невидимый друг

    Недавно, разбирая исследования позднеантичной гоэтии, я наткнулся там на термин, который здорово помог мне упорядочить свои представления об этой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 88 comments

  • Гримуары Индостана

    От русской магии вернёмся на Восток, в Индию. Но прежде чем говорить об индийской магии, придётся сказать несколько слов о самой Индии. Думаю, для…

  • Теория заговора. Русского народного

    В наше время фольклористы продолжают странствовать по русским деревням, собирая остатки народных традиций. В том числе, разумеется, магических. Сами…

  • Мой дорогой невидимый друг

    Недавно, разбирая исследования позднеантичной гоэтии, я наткнулся там на термин, который здорово помог мне упорядочить свои представления об этой…