Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Впечатлизмы о Казани

Да, это полный оффтоп для моего журнала. Хотя нет, не совсем полный – тут пойдет речь о религии и сектантах в том числе.

Да, весь ЖЖ ездил в Казань на майские праздники, и большинство уже об этом отписались. Нет, я решил туда поехать еще до того, как это стало мэйнстримом.

Я долго пытался, но у меня не получилось свести все в один связный текст. Поэтому я просто изложу мысли в том виде, в каком они мне приходили в голову.


Забронировали номер в гостинице. Гостиница разочаровала – вроде и на фотографиях все как в жизни, а на самом деле все куда более... странно.

Заведение семейное, держат муж с женой. Но это у них, как оказалось, второстепенный бизнес. А основной – Центр Альтернативных Возможностей «РАзвитие». Там занимаются любой эзотерикой, до которой могут дотянуться – от йоги до тета-хилинга. И цитируют всех гур, на которых могут помолиться, от Ошо до Рами Блекта.

Так что я не только ел эзотерические кексы от Махариши и эзотерические крекеры от колобка Иси, но еще и ночевал в эзотерической гостинице. Можете меня поздравить.


Первое впечатление от Казани – русский город, который очень хочет казаться татарским.

Казань была татарской до 16 века. Потом – русской. Татарам там было даже запрещено селиться, их выгнали в особый посад. Его теперь называют старой татарской слободой.

Но и слобода тоже русская. Те же домики с резными наличниками, те же купеческие особняки, что и в старой Москве, и в старой Туле, и в старом Нижнем Новгороде. Только в некоторых – по два входа, на мужскую и женскую половины.

Вместо храмов в татарской слободе – мечети. Но и они своими белыми стенами и заборчиками неуловимо напоминают церквушки, которых полно в старых районах Москвы. Самарканда здесь не ждите.


Мечеть Аль-Марджани. По виду – практически типичное московское подворье.

Старая Казань – русская. Новая – советская.


А вы пишете индекс правильно?

Там даже есть магазин «Культтовары» – вы давно в последний раз видели хоть в каком-то городе магазин «Культтовары»?

И только самая новая Казань, после девяностых, усиленно делает из себя татарский город. Все надписи, все объявления в метро – на трех языках. Татарскую речь на улицах услышишь, правда, реже, чем английскую, но все равно куда чаще, чем белорусскую в Минске.

В кремль – настоящий белокаменный русский кремль – воткнули исполинскую мечеть Кул-Шариф.


Вид на креиль с высоты

В ней полно туристов, но нет молящихся. На время намаза туристов выгоняют, но мы все равно не видели, чтобы мусульмане туда шли.


А так вблизи

Собор, стоящий рядом, тоже пустует. Пятница, конечно, не суббота – в субботу на всенощной наверняка будет побольше народа. Но все равно шесть человек для главного собора города – это как-то маловато.


За время своих поездок по русским городам я вывел нечто вроде формулы. Каким бы ухоженным город ни выглядел, есть один индикатор, показывающий, что жить в нем не слишком радостно – обилие организаций микрокредитов и магазинчиков с алкоголем.

Так вот, в Казани есть только микрокредиты. Спиртного там продают в разы меньше, чем в других русских городах. Вероятно, с исламом тут все серьезно.


Прогуляться по Казани стоит хотя бы затем, чтобы увидеть историю с другой стороны.

Это мы думаем, что Русь завоевали татары. Сами татары так не думают. Для них Орда – такие же иноплеменные захватчики, как и для нас.

Татары производят себя от булгар. Этот народ издавна жил на Волге и принял ислам еще в десятом веке, даже раньше, чем Владимир крестил Русь. Монголы же были частью язычниками, частью христианами, а в ислам обратились сто с лишним лет спустя.

Первые укрепления в Казани появились в ответ на военную угрозу от владимиро-суздальских князей. Татары строят крепость, чтобы защититься от русских набегов. Когнитивный диссонанс, как он есть.

Несчастных казанцев вообще все время кто-то завоевывал. Вначале монголы. Потом беглый ордынский хан, которого свергли на родине, прибежал в Казань, воцарился там и объявил независимое Казанское ханство. Потом знать свергла последнюю ханшу Сююмбике, ее сторонники взялись за оружие, ханство перегрызлось между собой, и на все это безобразие пришли русские.

Татары до сих пор гордятся, что сумели продержаться против русских целых сорок дней.

Кул-Шариф, в честь которого названа мечеть – национальный герой. Мудрец, ученый и просветитель, который, когда пришли русские, сражался до последнего и погиб вместе со всеми своими учениками.


В Казани есть Зилант. Он герб города, поэтому его много, и он везде. Больше Зиланта в городе разве только крылатых барсов, потому что они герб Татарстана.


Зилант на фоне заката

Легенду о Зиланте нам рассказывали в двух вариантах.

На горе, где сейчас Казань, некогда стояло змеиное царство, правил которым крылатый змей Зилант. Под его началом змеи стали досаждать людям, и люди решили принять меры. Они обложили гору хворостом и подожгли. Змеи сгорели, но крылатый Зилант улетел и начал мстить.

Дальше – одни говорят, что люди задобрили змея дарами, а другие, что мудрец Хаким обманул его. Но в любом случае Зилант дал клятву, что отныне будет хранить и оберегать город людей, построенный на месте змеиного царства.

У человека вроде меня от таких сюжетов в голове начинает щелкать встроенный мифоанализатор. Уж слишком легко они разбираются на составные элементы.

Тут, например, все исторично. Пришлый народ изгоняет аборигенов, сжигает их святилища, но не хочет ссориться с их божеством. Местный бог делается почитаемым демоном, которого задабривают и заклинают, чтобы его сила помогала и новым обитателям земли.


Все-таки очень хорошо видно, что ислам пытался изгнать из религии магию и воображение еще до того, как за это взялись христиане. Мечеть похожа на место, куда люди собираются выразить свою покорность Богу – но совершенно не похожа на место, куда приходят, чтобы встретиться с Богом. Это зал молитвенных собраний, а не подобие неба на земле.

Из всех культовых сооружений, где я бывал, больше всего присутствие иного мира ощущается в православных храмах. Меньше – у католиков. Еще меньше – у протестантов и мусульман.

Но бывает куда хуже.



Рядом с Казанью есть Вселенский храм. Это произведение одного чокнутого идеалиста, который решил возвести на своей земле объединенный храм всех религий. Идеалиста уже нет в живых, за его наследство грызутся между собой вдова и строитель храма, а пока туда пускают туристов. Вход свободный – за сто рублей.

Это настоящее воплощение понятий «китч» и «безвкусица». Беспорядочное нагромождение башенок и куполов, раскрашенных в веселые цвета. Внутри все еще гаже. В музеях, где хранятся иконы, и то больше сакрального, чем там.

Но зато, разумеется, там пасутся эзотерики. Выравнивают ауру, проводят космические медитации и рериховские семинары.


Катаясь на колесе обозрения, я внезапно услышал звук, который никак не ожидал услышать в центре города. Едва дождался, пока спустимся вниз, и побежал проверять. Не ошибся.


Ну, например, ква

В парке развлечений есть небольшой пруд, там раньше катались в шарах-зорбах. Но теперь пруд заброшен и зарос тиной. В нем развелись водомерки, всякая водяная мелочь... и пара-тройка десятков лягушек. И они пели, то поочередно, то стараясь переквакать друг друга.

Лягушачий хор в парке развлечений в Казани был, наверное, самым ярким впечатлением от этого города.
Tags: мифология, реплика в сторону
Subscribe

  • Поговорим о странностях любви

    Мне в очередной раз встретился на просторах интернета крик души: «Ну почему, люди, вы хотите одно, а выбираете другое?». И дальше…

  • Ваши координаты

    Люди делятся на дофига категорий. Одна из них – те, кто думает, будто люди делятся на две категории. Народная мудрость Делить пополам…

  • Наивность в твоих словах слышу я

    Есть такие фразы – безошибочные маркеры... не то чтобы глупости – говорящие часто бывают весьма умны – а скорее отсутствия опыта.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 68 comments

  • Поговорим о странностях любви

    Мне в очередной раз встретился на просторах интернета крик души: «Ну почему, люди, вы хотите одно, а выбираете другое?». И дальше…

  • Ваши координаты

    Люди делятся на дофига категорий. Одна из них – те, кто думает, будто люди делятся на две категории. Народная мудрость Делить пополам…

  • Наивность в твоих словах слышу я

    Есть такие фразы – безошибочные маркеры... не то чтобы глупости – говорящие часто бывают весьма умны – а скорее отсутствия опыта.…