Но как только появляется цель, мир меняется. Отныне всё, что помогает тебе двигаться к цели, становится добром, а то, что мешает – соответственно, злом. Остальное остаётся, как и прежде, нейтрально-серым.
Отсюда, кстати, видно, что популярная максима «нет ни добра, ни зла, лишь оттенки серого» очевидно ложна. В ней есть правда лишь в том смысле, что каждое существо само для себя определяет, что такое добро и что такое зло. Но раз уж они есть, между ними не может быть никакого «смешения»: что помогает тебе, то уж точно не мешает, и наоборот.
Зла в мире хватает. Всегда и всем, уж чего-чего, а этого у нас в избытке. И каждый человек сам себе тоже может быть злодеем. Лень, страх, желание (не) быть как все, всякие сомнения и колебания – всё это мешает идти к цели, а значит, для тебя самого является чистым злом.
Вместе с целью приходит и свобода. И несвобода, соответственно. Если ты можешь идти к своей цели, и ничего тебе не мешает, то ты, очевидно, свободен. А чем больше в твоем мире зла, тем меньше у тебя и свободы.
Поэтому вполне логично делить её на внутреннюю и внешнюю. Если ты внутренне свободен – значит, в тебе нет никакой скрытой борьбы. Ты к чему-то стремишься всем сердцем, без сомнений, колебаний и страхов. Единственное, что может тебя остановить – непреодолимая преграда на пути. Если же ты внешне свободен, то наоборот: перед тобой нет никаких преград, и только твои собственные страхи и сомнения в силах тебя остановить.
Пока всё очевидно и банально, но с этого момента начинается интересный выверт. То, что помогает двигаться к цели, есть добро. Добро сражается со злом – устраняет преграды на пути. Преграды бывают внешние и внутренние. Чтобы устранить внутренние преграды, придётся помешать тебе им следовать.
И вот над тобой стоит суровый подгоняла, который пресекает все попытки пойти на поводу у лени, страха и сомнений. Он довольно серьёзно тебя ограничивает. Но в то же время он нисколько не уменьшает твою свободу – наоборот, только благодаря ему ты и свободен.
Когда говорят об абсолютной свободе, чаще всего имеют в виду возможность в любой момент последовать любому своему внутреннему импульсу и следовать ему, пока какой-нибудь другой не станет сильнее.
Это само по себе прелюбопытное состояние. Оно требует полного отсутствия каких-либо внешних ограничений, а вот внутри – внутри должен оставаться всё тот же метафорический моллюск, не имеющий цели.
Ведь как только появится цель, она тебя непременно ограничит. Ты уже не сможешь уйти в сторону, заинтересовавшись красивым цветочком, пока не достиг конечной точки своего пути – вернее, сможешь, но это будет злом, и ты сам это отлично понимаешь. Более того, тогда некоторые внешние ограничения внезапно станут полезными и желательными.
Воля – то, при помощи чего мы делаем выбор. Она ставит цель, отбрасывая все посторонние направления. Она делит мир на добро и зло. Она помогает преодолеть преграды.
В русском языке не зря «воля» – синоним «свободы». Они и вправду тесно связаны. Воля – то, без чего у тебя не будет внутренней свободы. Вольный человек, даже если обстоятельства связали его по рукам и ногам, всё равно будет стремиться к цели. Невольник же, даже если его выпустить на свободу, все равно останется скованным в сердце своем.
Перед тобой нет внешних преград, значит, ты не расходуешь силы и внимание на их преодоление.
Внутри тебя нет страхов, сомнений и посторонних мыслей, значит, ты не расходуешь силы и внимание на борьбу с самим собой.
Всё, что у тебя есть, полностью, без остатка отдано пути к цели.
Значит, ты стал цельным, и произошло это благодаря воле.
Человек вольный – человек цельный. И это есть добро.