Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

О двух путях духовного развития

Каждая религия в тот момент, когда перерастает границы племенного культа, обретает фундаментальную неудовлетворенность. Люди осознают, что их нынешнее состояние — не таково, каким должно быть.

Для традиционного общества этой проблемы еще не существует. Человек рождается, взрослеет, проходит через все положенные переходы из одного статуса в другой, и в конце концов умирает. Все стадии этого пути совершенно естественны и не вызывают у традиционного человека никакой рефлексии. Ясное дело, он боится смерти, не станет рисковать жизнью без надобности и в целом не хочет умирать. Но тем не менее и к жизни, и к смерти он относится спокойно.

Однако для человека религиозного эта ситуация перестает быть нормальной. Он задается вопросом «Что со мной будет после смерти?», «Каково мне умирать будет?», и, наконец, «Зачем мне умирать вообще?». Религиозный человек ощущает свое человеческое состояние как ненормальное — или, по крайней мере, несовершенное. Его нужно превзойти, чтобы стать иным существом, таким, каким человек в действительности должен быть.

Так, собственно, рождаются религии. Все они указывают человеку, куда ему нужно двигаться, чтобы перестать быть ограниченным смертным существом и сделаться свободным, счастливым и бессмертным.

Интересно здесь то, что, вопреки некоторым мнениям, отнюдь не каждая религия ведет в свою сторону. Но и те, кто считает, что все религии зовут к одному идеалу, тоже неправы. Хотя каждая религия говорит, что именно ей ведом путь к свободе, бессмертию и счастью, таких путей ровно два.

Первый больше характерен для религий Востока. Индуизм, буддизм, даосизм, вторичные по отношению к ним учения современной эзотерики — все они говорят, что для достижения заветной цели нужно идти назад. Свобода, бессмертие и счастье — естественное для человека состояние, но в силу каких-то метафизических причин он его утратил. И снова вернуться в это состояние можно, лишь отказавшись от того, что послужило причиной утраты.

Очень легко заметить, что, как бы оно ни называлось в терминах той или иной религии, причиной утраты бессмертия всякий раз оказывается именно то, что сделало человека человеком. Способность осознавать себя. Способность рефлексировать, то есть отражать мыслью окружающий мир и себя самого. Воля, то есть способность принимать решения и делать выбор на основании внутреннего импульса. От всего этого религии «пути назад» призывают отказаться.

Некоторые из учителей этих религий открытым текстом говорят, что идеальным им представляется состояние неживого предмета — камня или воды. Другие не столь откровенны. Но йогическое «прекращение непроизвольной деятельности ума», буддийское «устранение привязанности к жизни», индусское «Ты есть То» — это все о нем. О преодолении человечности путем полного отказа от нее.

А другая группа религий зовет, напротив, вперед. Там тоже вполне может быть предание об утраченном рае, но возвращение туда никогда не считается целью. Цель — новое состояние, которое настолько превосходит первобытную идиллию, насколько эта идиллия превосходила нынешнюю страдательную жизнь.

Крупнейшей из таких религий, разумеется, является христианство. Конечно, и там есть свои последователи «заднего пути», призывающие к отказу от разума и воли, но их меньшинство. Цель же христианского духовного развития — обожение, переход к состоянию богочеловека, который уже сейчас находится во времени и в вечности одновременно.

К этой же группе религий принадлежит и та, один из лучших проповедников которой некогда сказал: «Человек — переходное звено от неандертальца к магу». Магом же он называл существо, для которого процесс познания и освоения мира безграничен, а цель всего этого — полное преображение всей вселенной.

И я утверждаю, и утверждать буду, что религии «пути вперед» неизмеримо выше и совершеннее религий «пути назад». Собственно, и сами последователи «пути назад» негласно признают это, хотя сами обычно не понимают. Ведь для того, чтобы отказаться от всех своих человеческих качеств, йогу или буддисту вначале приходится взять их под контроль и заставить служить делу духовного совершенства, то есть идти вперед. Но там, где настоящий человек духа, окончательно овладев собой, возвращается к людям и начинает творить мир, двигая его к совершенству — адепт «пути назад» использует обретенную силу для изощренного самоубийства.

Корнем зла «путь назад» называет индивидуальность. От нее происходят — говорит он — эгоизм, вражда, жестокость. Даже смерть имеет значение лишь для того, кто ощущает себя личностью, отдельной от окружающего мира.

Это все правда. Однако и лучшие человеческие качества — любовь, сострадание, милосердие, дружба — существуют только там, где есть «я» и «другой». И настоящее преодоление смерти возможно только там, где есть тот, кто смело смотрит ей в лицо, а не прячется, отказываясь ее видеть и свято веря, что от этого стал бессмертным.
Tags: религиозные штудии
Subscribe

  • Введение в ритуальную силу

    У меня уже много лет есть цель – создать минимальную инструментальную теорию магии. Что это значит? Минимальной я называю теорию, из которой…

  • Ключ к европейскому колдовству

    Если прочитаешь достаточно много исследований, касающихся европейских народных верований о колдовстве и ведьмах, постепенно начнёшь замечать, что…

  • Встаньте, дети, встаньте в круг...

    Средневековый маг чертит круг на полу. Он будет призывать демона. На время ритуала круг станет кусочком Иного Места, будет принадлежат…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Введение в ритуальную силу

    У меня уже много лет есть цель – создать минимальную инструментальную теорию магии. Что это значит? Минимальной я называю теорию, из которой…

  • Ключ к европейскому колдовству

    Если прочитаешь достаточно много исследований, касающихся европейских народных верований о колдовстве и ведьмах, постепенно начнёшь замечать, что…

  • Встаньте, дети, встаньте в круг...

    Средневековый маг чертит круг на полу. Он будет призывать демона. На время ритуала круг станет кусочком Иного Места, будет принадлежат…