Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Суровая северная магия

В последнее время взялся заново изучать народные магические традиции – на предмет поискать, что я там мог упустить.

В частности, решил перечитать средневековый сборник исландских заклинаний Galdrabok – ну и всю дополнительную информацию, которая к нему прилагалась.

Оказалось, упустил много интересного.


В Исландии, как и по всей Европе, в шестнадцатом-семнадцатом веках шла охота на ведьм. Шла довольно активно для такой маленькой страны, где все всех знают – в среднем по одному ведовскому процессу в год. Правда, жгли далеко не всех – большую часть осуждённых приговаривали к изгнанию.

Но по местным понятиям колдовство считалось мужским делом. Из более чем двухсот обвиняемых наберётся хорошо если тридцать женщин. Все остальные – малефики мужеского полу.

Это к популярному среди некоторых феминисток мнению, будто охота на ведьм была вызвана женоненавистничеством и стремлением подавить природную женскую религию.


Среди заклинаний «Гальдрабука» не так уж много таких, которые в первую очередь ассоциируются у нас с северной магией. Всё-таки это уже позднее Возрождение и ранняя Реформация. Языческие традиции викингов их потомки забыли столетия назад.

Амулеты-гальдраставы там есть. Но не меньше заклинаний, написанных «ложными буквами» – бессмысленными значками, напоминающими символы неизвестного алфавита. Название дано не учёными, это оригинальное понятие, то есть исландские колдуны отлично понимали, что эти закорючки не значат ничего. Потому-то они и волшебные.

И, конечно, полно заговоров на ломаной латыни – с цитатами из молитв и псалмов, призывами к Иисусу и Марии, заумными «именами силы».

Вообще удивительно, насколько всепроникающим оказалось европейское чернокнижие. Казалось бы, нагромождение понятий и образов отовсюду. Египтяне, гностики, греки, римляне, христианство, каббала, астрология и алхимия. Варварские методы, полное отсутствие какой угодно теории. Что могла эта нелепая магия против могучей европейской традиции шаманов-двоедушников, царствовавшей в раннем средневековье от Италии до Руси?

Ан нет. От исконного шаманства в России и Румынии остались рожки да ножки, которые потом собирали этнографы по деревням, а в остальной Европе и того не сохранилось. Там всё приходится восстанавливать по протоколам инквизиции. Зато чернокнижие жило и процветало и в городах, и в сёлах, добравшись даже до Исландии и потеснив местные направления.

Мало того – оно перекинулось к арабам, мутировало у них под влиянием ислама, дало ветки в Иран (персидские «царские» гримуары – отдельная, очень слабо изученная тема, чего стоит то, что почти вся магия строилась у них на арабских буквах и числах). От арабов в века Ренессанса оно вернулось в Европу, скрестилось там с местным своим изводом и сильно повлияло на культурную и утончённую магию философов Возрождения.


Содержание самих колдовских книг тоже позволяет многое сказать о составителях и пользователях.

Например, русские сборники заговоров – в основном лечебники. Там хватает методов на всякую потребу, но больше всего места занимают инструкции, что делать при тех или других недугах.

Автора «Гальдрабука» волновало иное. Там собраны разные методы, как вселить ужас в своего врага, как узнать вора, как уберечься от беды и неудачи, как понравиться женщине.

Мужская ориентация исландской магии, видимо, проявилась и здесь – из нескольких приворотных заклинаний только одно предназначено для женщины.

Этот сборник – неплохой аргумент и против мнения, что «магическое мышление» приписывает колдовству необоримую автоматическую эффективность. Если ты старательно записал десяток защитных заговоров – значит, ни на один из них в отдельности не полагаешься. Чем больше испробовал, тем надёжнее.

Как водится, есть там и вредоносные заклинания, чтоб у соседа корова сдохла или пиво не бродило. Одно даже обещает наслать на врага неудержимый понос – причём сразу за ним заботливо приведено контрзаклятие, с указанием, что от холеры оно тоже помогает.


Есть одна разновидность магии, которая не встречалась мне больше нигде, кроме России и Исландии. Вероятно, я просто невнимательно искал, и в других странах тоже есть аналоги. Это заговоры от начальства.

Такая магия могла сложиться только в развитом классовом обществе, где уже есть «господа» и «сильные люди», и простому человеку от них ничего хорошего ждать не приходится.

В «Гальдрабуке» по меньшей мере два заклинания посвящены тому, чтобы «сильные люди» тебя любили. Русские знахари делали акцент больше на защите, чтобы опасность прошла стороной. Начальство, надо полагать, воспринималось скорее как вредоносная сила природы.


И в завершение у меня вопрос к знатокам, ибо кое-что меня озадачило.

Ещё из книги Аларика Холла об англо-саксонских эльфах я знаю, что «выстрелом эльфа» в тех краях именовалась внезапная смерть, резко начавшееся недомогание или просто приступ боли непонятного происхождения.

Так вот, «Гальдрабук» включает в себя пару заговоров от «выстрела тролля». Но применять их надо заранее, когда ты видишь, что «выстрел» к тебе только приближается.

Очевидно, тут какой-то другой смысл, или я чего-то не улавливаю. Видимо, тролли стреляют не так, как эльфы.
Tags: метафизика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments