Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Притворство в магии и религии

Выдумка и ложь — вовсе не одно и то же. Выдумка — создание воображаемой реальности, а ложь — разновидность манипуляции: любое слово, сказанное, чтобы человек сделал что-то в твоих интересах. Поэтому самые лучшие выдумки всех очаровывают, но никого не обманывают, а самая эффективная ложь — с помощью вовремя сказанной правды.

Первое, известное даже животным, предназначение выдумки — игра. Кошка отлично понимает, что огонёк от лазерной указки не похож на мышь, несъедобен, и поймать его невозможно. Но тем не менее она с нескрываемым удовольствием за ним гоняется.

По сути, игра и есть фантазия, только выраженная не в словах, а в действиях. Ты точно так же создаёшь воображаемое, виртуальное пространство, в котором действуют иные правила и законы. Ты понимаешь, что они созданы тобой, но, пока игра длится, ты действуешь так, как если бы они были реальны.


Но у притворства есть одна интересная черта — в некоторых условиях оно может стать правдой.

Плацебо — и вообще внушение — действует именно так. Врач и пациент верят, что лекарство поможет, и оно в самом деле помогает.

То же самое относится и к самооценке. Давно замечено: кто ведёт себя так, как если бы был силён, спокоен и уверен в себе, постепенно становится таким, и окружающие начинают его по-другому оценивать.

Сторонники позитивного мышления, усвоив эту мысль, довели её до абсурда и начали учить, что если ты будешь вести себя так, как будто ты здоров, богат и успешен, то вселенная подгонит тебе всё это взаправду.

Это очевидным образом не так. Однако иногда вселенная на самом деле делает хитрый выверт и превращает выдумку в реальность.

А как называется игра, от которой ждут реальных результатов? Такая игра называется ритуалом.

Любой маг, шаман, знахарь или жрец — по необходимости не только хороший психолог, но и профессиональный актёр и притворщик. Он должен уметь совершать самые нелепые ритуалы, излагать самые безумные учения так, чтобы у зрителей не возникало и тени сомнения — всё это правда.

Так что неудивительно, что среди них так много шарлатанов, которые сами не верят в свое притворство, а только играют на публику ради выгоды и славы. Но не так-то просто отличить «настоящего мага» от «простого фокусника», потому что даже у шарлатана иногда, помимо его воли и стараний, получаются настоящие чудеса.

Скептики, видя это, радостно восклицают, что вся магия и есть одно сплошное притворство, и в ней нет ничего реального. Но колдун отличает выдумку от реальности ничуть не хуже, чем кошка, и если он гоняется за красной точкой, у него есть на это причина.

Колдун предлагает свою игру и свои правила не одним только зрителям, а самой вселенной. И если она примет его предложение, если войдёт в его круг и согласится сыграть с ним по его правилам, то эти правила на короткое время станут новыми законами природы.

Вспомните, о каких чудесах говорят легенды и предания. Люди мгновенно оказываются в другом месте, ходят по воде, летают в облаках. Они становятся огромными или крохотными, понимают язык зверей и птиц или сами превращаются в них. Все это каждый много раз испытал во сне, когда сознание бродит по лабиринтам собственных фантазий и впечатлений. Чудо — это сон, ставший явью.


В одной русской сказке есть очень показательная сцена. Старик приводит двух братьев на берег моря и рисует на песке лодку. «Видите ли вы эту лодку?» — спрашивает он. «Видим», — отвечают братья. «Ну, коли видите, так садитесь в нее и поезжайте на тот берег».

Путешествие через море в сказке — символ отправки в Иное Место, в мир волшебства, страну духов. И попасть туда можно, когда воображаемая лодка станет для тебя реальной. Фантазия, выдумка, актёрская игра и вхождение в образ — не замена «настоящей магии», а её естественный инструмент, необходимое условие.

Маг притворяется, делает всё понарошку, пока это «понарошку» вдруг не превратится во «взаправду». Иногда ритуалы специально бывают бессмысленными и абсурдными, чтобы не забывать, что это не технология, не обычное действие, зависящее только от тебя.

Потому-то магия и опасна. Слишком легко уйти в мир фантазии навсегда, жить в окружении собственных иллюзий; наслаждаться сокровищами и сражаться с чудовищами, созданными воображением. С неосторожными это происходит даже помимо воли и выбора, само собой. Но тот, кто это сделает, попросту сойдёт с ума. Может быть, иногда магия и будет делать его фантазии реальностью, но он уже этого не заметит.

Неслучайно среди исследователей паранормального так много параноиков и шизофреников. Не все они были такими, когда начинали. Кое-кого свело с ума погружение в мир неведомого, где то, что происходит только у тебя в голове, может оказаться ничуть не менее важным и действенным, чем то, что видят все, а отличить одно от другого невозможно, если ты заранее не поставил рамки.

Чтобы игра могла приносить пользу, её следует ограничить, не давая власти над всей своей жизнью. Для неё необходимо строго определённое время и место, чтобы ты сам всегда мог разделить, когда ты живешь реальностью, а когда погружаешься в волшебный мир. И даже во время самой игры ты должен сохранять полную осознанность и самоконтроль, верить, не веря.

Это знает любой артист. На сцене он должен быть в образе, но в то же время не забывать, что это спектакль, и он играет для зрителя. Потерявшись в роли, он погибнет как актёр.


Особенную роль воображение играет, когда человек хочет не повлиять на свою судьбу, а узнать ее.

Помните песню «Я спросил у ясеня...»? Осознанно или нет, её автор посмеялся над гаданиями и оракулами. Ведь лирический герой получил ответ на свой вопрос сразу же, как только спросил у того, кто реально мог ему ответить — у своего друга. Ни ясень, ни тополь, ни облако ответа не дали — потому что и не могли дать.

Так почему же люди тысячелетиями обращались за советом именно к тем, от кого ожидать осмысленного, взвешенного мнения глупо и странно? Чем могут помочь птицы, стебли тысячелистника, руны, облака, внутренности жертвенного барана? Зачем задавать вопросы кофейной гуще?

Думаю, сейчас вы уже и сами можете назвать причину. Дело именно в том, что все они не могут ответить сознательно. Гадатель обращается не к предметам и вещам, а к той магии, которая за ними стоит. Он видит в них воплощение нездешних сил, интерфейс, благодаря которому с этими силами можно побеседовать. Язык, одинаково понятный и по ту, и по эту сторону.

В этом гадание ничем не отличается от любого другого ритуала. Это игра, в которой участвуют двое: гадатель и вселенная. Если она согласится принять участие, то устранит разницу между фантазией и реальностью. Только в другую сторону — не сделает мир таким, каким ты хочешь его видеть, а сообщит тебе то, чего ты о нем не знал.

Поэтому, если оракулом становится человек, правила требуют, чтобы он не мог ответить на вопрос сознательно, от своего ума. Пифии и сивиллы доводили себя до невменяемости наркотиками. Мико и вёльвы — буйным экстазом. Народные гадания требуют найти первого встречного и попросить у него ответить «да» или «нет», не зная самого вопроса. Вестниками судьбы считают бессвязно бормочущих юродивых, чей разум пребывает в хаосе, и маленьких детей, у которых он ещё не вполне сформировался.


Не стоит думать, будто это проблемы примитивных шаманов и магов. Любая религия стоит на том же самом.

Что нужно, чтобы хлеб и вино превратились в плоть и кровь Бога? Нужно, чтобы священник провозгласил, что это совершилось, и провозгласил так, чтобы все поверили.

У наших предков воображение было богатым, но конкретным. Они не могли представить, как одна вещь может заменять другую, а потому символом любой вещи для них была только такая же вещь — точное подобие. Плотью и кровью Бога для них могли стать только плоть и кровь жертвы. Поэтому жертва требовала смерти.

Иисус, сказав о хлебе «Это моя плоть», и о вине «Это моя кровь», показал ученикам пример нового воображения, новые правила игры. Настолько новые, что ученики не смогли их полностью осмыслить. Бескровную жертву им пришлось сделать символом кровавой смерти Иисуса на кресте, потому что без смерти и пролития крови они не представляли себе действенного ритуала.

Здесь же ответ на парадокс молитвы. Любой знает, что далеко не каждая молитва получает ответ. Чаще всего чуда не происходит. Но тем не менее, молясь, ты должен без тени сомнения верить, что тебя услышат и ответят. Только тогда твоя фантазия сможет осуществиться на самом деле.

Наверное, по той же причине почитаемым монахам-старцам так любят задавать вопросы о семейной жизни и ведении дел — то есть о том, в чём монах по определению не может разбираться. Ответа ждут не от человека, а от Бога, которому он служит.

Храмы — не только места собрания общин. Святой угол в доме — не просто полочка для икон. Они ограничивают область фантазии, не давая ей распространиться за пределы, отведённые правилами безопасности.

Мы все знаем, что происходит, когда эти правила нарушаются. Люди видят кару за грехи в любом несчастье, особенно чужом. Приписывают тёмным силам каждую помеху в собственных делах. Усматривают важный религиозный смысл в решётке канализационного слива, в детской книжке, в государственной символике.

Это не ново. В таком же точно мире жили наши далёкие предки, в те времена, когда религия, магия и искусство ещё не были отделены друг от друга и от повседневной жизни. Не только обитатели пещер, но даже и греки времен Гомера обитали в мире воображения, их сны и фантазии были не менее важны и реальны, чем жизнь наяву, а слова зачастую равнялись делам.

Современный человек посчитал бы, что они впали в детство или сошли с ума. И был бы совершенно прав — они и были детьми и вдохновенными безумцами. Это неизбежный этап взросления, но на нем нельзя останавливаться.


Tags: метафизика, минутка воспоминаний, мифология, религиозные штудии
Subscribe

  • Мотивы для инквизитора

    Тут уважаемый myrngwaur опубликовал великолепную рецензию на цикл Скотта Бэккера «Второй Апокалипсис». Если вы её ещё не…

  • Гримуары Индостана

    От русской магии вернёмся на Восток, в Индию. Но прежде чем говорить об индийской магии, придётся сказать несколько слов о самой Индии. Думаю, для…

  • Теория заговора. Русского народного

    В наше время фольклористы продолжают странствовать по русским деревням, собирая остатки народных традиций. В том числе, разумеется, магических. Сами…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Мотивы для инквизитора

    Тут уважаемый myrngwaur опубликовал великолепную рецензию на цикл Скотта Бэккера «Второй Апокалипсис». Если вы её ещё не…

  • Гримуары Индостана

    От русской магии вернёмся на Восток, в Индию. Но прежде чем говорить об индийской магии, придётся сказать несколько слов о самой Индии. Думаю, для…

  • Теория заговора. Русского народного

    В наше время фольклористы продолжают странствовать по русским деревням, собирая остатки народных традиций. В том числе, разумеется, магических. Сами…