Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Рассуждение второе -- о жертвоприношениях

На вопрос «Зачем богам приносят жертвы?» существует несколько простых и очевидных ответов. Кто-то скажет, что, по мнению язычника, богов нужно кормить, кто-то укажет, что в древних религиях взаимоотношения с богами зачастую строятся по принципу «ты мне — я тебе», кто-то с усмешкой заметит, что приношения нужны не столько богам, сколько их жрецам.

Все эти ответы, разумеется, правильны. Однако кое-что, присутствующее во всех без исключения обрядах жертвоприношения, остается без объяснений, и простые ответы тут уже не годятся. Об этом мы сегодня и поговорим.

Боги, духи или предки, которым приносится жертва, обитают в Ином Месте, даже если с точки зрения ритуала местом их обитания может служить конкретная пещера, дерево или храм. А в Ином Месте, как я уже говорил, нет пространства — его роль играет состояние.

Именно поэтому в жертву богу или духу приносят то, что имеет с ним сродство, что является его воплощением в мире живых, а за счет ритуала это сходство жертвы с богом еще усиливается.Так, Зевсу приносили быков и орлов, а Посейдону — жеребцов. Жертва огненному богу должна быть сожжена, богу воды — утоплена.

Особенно хорошо это заметно, когда речь идет о мертвых богах. Таких множество; чаще их называют «умирающими и воскресающими». Жертва мертвому богу обязательно должна быть убита тем же способом, каким, согласно мифу, умер сам бог. Викинги, совершая обряд в честь Одина, вешали человека на дереве и пронзали копьем — точно так же сам Один принес себя в жертву себе же, чтобы обрести мудрость. Дионис, согласно одному из мифов о нем, был растерзан на части титанами — и вакханки-менады, жрицы Диониса, войдя в священный экстаз, голыми руками разрывали в клочья любого, кто попадался им на пути, будь то зверь или человек. Жрецы оскопленного бога Аттиса кастрировали сами себя, жертвуя тем же, чем и их божество.

Даже в христианском обряде, дальше всего ушедшем от языческой древности, просфору, которой надлежит стать Телом Христовым, пронзают копьевидным ножом, символизируя тем самым смерть Спасителя на кресте.

Итак, зачем же приносят жертвы? В самых древних и примитивных обрядах мы найдем один из ответов на этот вопрос. Фрэзер и другие исследователи свидетельствуют, что в некоторых племенах регулярно ловят священное животное (например, орла), в течение некоторого времени откармливают его, относясь к нему со всем возможным почетом и уважением, а затем в ходе сложного ритуала убивают. Совершающие ритуал при этом говорят птице: «Лети к отцу орлов и расскажи ему, как хорошо с тобой здесь обращались!». Считается, что после этого орлы будут плодиться лучше прежнего — или по крайней мере не хуже.

Иное Место — источник всего хорошего, как мы помним. Так что, отправляя туда орла, люди полагают, что как бы возобновляют там образ этой птицы, чтобы и в мире людей орлы были сильными и давали много потомства.

Второй ответ легко заметить, если вспомнить, что в ходе обряда (или после него) жертву делят между собой либо жрецы, либо все, кто участвует в ритуале. И это нечто большее, чем просто совместная трапеза.

Древние были убеждены — то, что тобой съедено, становится тобой, а значит, ты приобретаешь свойства того, что ты проглотил. Человек есть то, что он ест — эту античную истину первобытные люди могли бы повторить с не меньшей убежденностью.

Жертва, приобретая свойства бога, прикасаясь к нему в Ином Месте, делается его частью, то есть становится богом. Поедая плоть бога, верующие и сами приобщаются к нему. Таинство причащения, которое чаще всего ассоциируется с христианством, в действительности имеет куда более древние корни.

Иными словами, люди кормят богов, чтобы стать богами, прикоснуться к волшебной, жизнедающей силе Иного Места.
Но что в действительности такое Иное Место? Стоит ли за этим образом хоть что-то реальное — или же это просто объект верования отсталых туземцев и первобытных охотников?
Subscribe

  • Мотивы для инквизитора

    Тут уважаемый myrngwaur опубликовал великолепную рецензию на цикл Скотта Бэккера «Второй Апокалипсис». Если вы её ещё не…

  • Гримуары Индостана

    От русской магии вернёмся на Восток, в Индию. Но прежде чем говорить об индийской магии, придётся сказать несколько слов о самой Индии. Думаю, для…

  • Теория заговора. Русского народного

    В наше время фольклористы продолжают странствовать по русским деревням, собирая остатки народных традиций. В том числе, разумеется, магических. Сами…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments