Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

На самом деле я Бэтмен!

Уже не помню, от кого именно я когда-то услышал выражение «принцип Бэтмена».

Это проявление той самой высокой морали, о которой я писал в статье «Праведники и их жертвы». Благородный герой не убивает, потому что это превратило бы его в злодея. И если злодей, посаженный героем в темницу, сбежит и убьёт ещё сотню невинных – герой в этом неповинен. Ведь это не он убивал, и не он заставлял злодея сделать это! Вся вина только на том, кто лично совершил злодеяние, а не на тех, чьими трудами оно стало возможным.

Этот принцип – следствие общей идеи: если я не совершил этого непосредственно, я в этом не участвую. И эта идея порой доходит до абсурда. Тогда наш праведник будет искренне считать себя непричастным даже к тому злу, которое совершается не просто ради него же самого, но по его прямому требованию.

Так рассуждали, наверное, ещё средневековые дворяне. Среди них хорошим тоном считалось презирать ту самую чернь, которая их кормила, одевала и всячески обеспечивала – и именно за то, что чернь много и тяжело работает.

Так же рассуждают и веганы. Я не убиваю животных, я потребляю только то, что произведено из возобновляемого растительного сырья. Ну да, чтобы вырастить всё это, потребовалось разрушить миллионы гектаров уникальных экосистем, истребить несколько видов животных, которые вредили посадкам сои, но ведь всё это сделал не я, а бездушные капиталисты. Я же всегда говорил, что капиталисты в погоне за прибылью губят наш мир!

Я экономлю воду, пользуясь влажными салфетками с антисептиком. Для изготовления одной такой одноразовой салфетки нужно использовать (то есть загрязнить) в десять раз больше воды, чем ушло бы на умывание, а разлагаясь, она выбрасывает в почву не самые полезные вещества. Но это ведь делаю не я.

Я отказался от пластика, все сумки у меня бумажные. См. выше – бумажное производство на порядок вреднее для экологии, чем пластиковое, вдобавок на бумагу приходится вырубать леса.

Активистка, борющаяся за чистоту воздуха и сокращение выбросов, отказывается лететь через океан на самолёте. Вместо этого она плывёт на экологически чистой парусной яхте... а на самолёте летят туда-обратно моряки – сменная команда той самой яхты.

Характерно, впрочем, что своим противникам такие праведники предъявляют счёт за всё сразу.

Любители мяса, например, виновны в том, что ради них разводят скот. А это и уничтожение экосистем, и выбросы в атмосферу, и жестокость к животным в одном флаконе.

Вся «зелёная энергетика» стоит на этом принципе целиком и полностью. Электрические автомобили загрязняют окружающую среду меньше, чем бензиновые? Да. Но для их аккумуляторов требуется неимоверное количество редких металлов – того же лития. Эти металлы приходится вначале добывать, а затем утилизировать, и всё это куда вреднее и опаснее сжигания бензина.

Да и само электричество нужно откуда-то брать. Между тем на алюминий (или достаточно прочный пластиковый композит) для исполинских крыльев ветряка нужно затратить больше энергии, чем ветряк выработает за весь срок службы.

Спасением могли бы стать атомные электростанции, да вот беда – хотя в норме такие станции экологичнее любых других (включая ветряные), стоит случиться большому звездецу – и получайте новую Фукусиму. Если не Хиросиму.

Но зато электроавтомобиль не выбрасывает в воздух вредный углекислый газ.


Мы идём по пути отстранения человека от всего неприятного. То, чего невозможно избежать, уходит на периферию, где этим занимаются специально обученные люди. Мясники убивают и разделывают животных, ассенизаторы вывозят отходы, полиция защищает нас от отбросов общества.

Там, где цивилизация развилась достаточно сильно, избавленные превратились из крохотного элитного меньшинства в подавляющее большинство. Они не просто не копаются в грязи и крови лично – они, как правило, этого даже не видят. А значит, им слишком легко перестать чувствовать благодарность всем этим людям и начать ощущать себя членом племени праведников.

Кажется, у Крылова, кроме всем известной басни про свинью под дубом, была и другая. Там листья могучего дерева, гордясь своей красотой и чистотой, презирали грязные корявые корни, никогда не видящие дневного света.

Автор той басни имел в виду, конечно, классовое расслоение. Но хорошая басня тем и хороша, что её можно понимать по-разному.

В наше время листья уже не просто превозносятся перед корнями, но требуют их истребления. Они хотят жить в мире без грязи.

Что произойдёт, если они добьются успеха – очевидно. Но только не им.

Tags: мировой порядок, простые истины
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments