Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Еще чуть-чуть о знании и вере

Немного очевидностей для середины недели.

В очередной раз столкнулся с тем, что большинство людей, вне зависимости от своих религиозных взглядов, не знают, что такое вера. Впрочем, что такое знание, они тоже не знают.

Обычный ответ на эти вопросы таков: знание — это то, в чем я уверен, потому что оно подтверждено, а вера — это то, что, может быть, истинно, а может, и нет, потому что нет подтверждений.

Но давайте подумаем. Знание — то, что истинно, потому что либо логически выведено из несомненных фактов, либо подтверждено несомненным методом проверки. А что делает факты или метод проверки несомненным? Очевидно, то, что они сами, в свою очередь, были логически выведены или проверены.

Этот процесс может продолжаться бесконечно, и тогда у нас не будет вовсе никакого знания. Очевидно, в какой-то момент придется остановиться. Тогда у нас будут какие-то утверждения, которые не опираются ни на какие логические аргументы, или методы проверки, не проверенные никакими более базовыми методами. И тем не менее мы считаем их истинными и действуем в соответствии с ними.

Ученый может сказать, что аксиомы в его дисциплине — это то, что принято за истину из-за своей самоочевидности. Проблема в том, что самоочевидность — вещь обманчивая. Очевидно, например, что Солнце движется вокруг Земли.

Итак, принять нечто на веру — значит признать, что оно (сейчас или вообще) не может быть проверено или обосновано, но все же действовать и думать в предположении, что это правда.

У ученого еще есть в запасе аргумент. Он говорит, что наука постоянно пересматривает свои предположения, стараясь перевести их из разряда веры в разряд знания, то есть найти какие-то еще более глубинные факты и еще более надежные методы проверки, в то время как религия, основываясь на вере, никогда не меняет своих догматов.

Однако загвоздка в том, что и религия делает так же. Даже христианство с его догматами очень сильно поменялось со времен апостолов, превратившись из небольшого апокалиптического культа в мировую религию.

Однако и наука, и любая религия в действительности стоят на двух утверждениях, которые никогда не будут ничем доказаны или проверены, потому что любое доказательство и любой метод проверки, которые только можно придумать, строятся на предположении, что эти два утверждения истинны. А значит, это уровень абсолютной веры, который уже не подлежит пересмотру.

Первый: существует Истина, не зависящая от наших представлений о ней.
Вторая: существует способ, при помощи которого мы можем привести свои представления в соответствие с этой Истиной.

Все. Эти догматы лежат в основе всего. Все остальные различия вытекают только из того, что разные люди дают разные ответы на вопрос, какова эта Истина и каков способ ее познания.

Наука называет Истину объективной реальностью и говорит, что при помощи разума и логики, опирающихся на эксперимент и наблюдение, мы можем определить законы этой реальности.

Авраамические религии называют Истину Богом. Они говорят, что мы сами не в состоянии постичь Бога, но Бог сам хочет, чтобы мы его постигли, и потому открывается нам. Изучая это откровение, мы приближаемся к пониманию природы, сущности и воли Бога.

Буддизм стоит на четырех Благородных Истинах. И если первые две (мир есть страдание а источник страдания — неудовлетворенные желания) свойственны только буддизму, то остальные две — это уже знакомые нам утверждения. Существует абсолютная истина — нирвана, в которой нет ни желаний, ни страдания. И есть путь, при помощи которого можно достичь нирваны.

Поэтому, кстати, бессмысленна часто повторяемая атеистами фраза: «Предоставьте мне доказательства, что Бог есть, и тогда я в него поверю». По сути, это значит "Сделайте основу своей веры простым фактом моей веры".
Tags: метафизика, простые истины
Subscribe

  • Легенды каменного города

    И спросил благодетель: "А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю?" И, тряхнув волосами, Ответили зодчие:…

  • И снова скальд чужую песню сложит...

    Сегодня у нас будет полный оффтоп, потому что я хочу поделиться с вами своим хобби. Да, так иногда бывает – у айтишника по образованию,…

  • Судьба автора

    Как известно любому автору, книгу невозможно контролировать. Ты мог писать её в надежде передать ясное и недвусмысленное послание, что-то такое, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments

  • Легенды каменного города

    И спросил благодетель: "А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю?" И, тряхнув волосами, Ответили зодчие:…

  • И снова скальд чужую песню сложит...

    Сегодня у нас будет полный оффтоп, потому что я хочу поделиться с вами своим хобби. Да, так иногда бывает – у айтишника по образованию,…

  • Судьба автора

    Как известно любому автору, книгу невозможно контролировать. Ты мог писать её в надежде передать ясное и недвусмысленное послание, что-то такое, что…