Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Распиливаем откат

Магическое сообщество больше, чем какое-либо другое, держится на общем словаре. У религий и других идеологий за этим словарём обычно всё же стоит некая система понятий, но только не у магов с колдунами. Одно и то же слово может иметь дюжину слабо связанных между собой значений, оставаясь в то же время безошибочным маркером «своего», человека в теме.

Одно из таких слов – откат. О нём одинаково многозначительно говорят все маги-практики, будь то ведьмы-язычницы, любители церемоний или «энергеты». Но стоит спросить их конкретнее, как тут же оказывается, что понимают они под этим словом очень и очень разные вещи.

Для одних откат – понятие моральное. Вселенная возвращает каждому его намерения, благие или дурные, так что будешь магически вредить другим – получишь сам. Виккане, как самые мстительные, добавляют – возвращает втройне. Это один из догматов их веры, поэтому викканские заклинания так часто заканчиваются формулой «пусть будет так, никому не причинив вреда».

Как это сочетается с простым фактом, что среди известных заговоров и обрядов изрядная часть направлена именно на причинение вреда, и эта разновидность магии пользовалась неиссякаемой популярностью с начала истории, лучше не спрашивайте.

Для других мораль ни при чём, а откат – штука чисто техническая, даже, можно сказать, механическая. Если жертва сумела отразить колдовское нападение, негативная энергия возвращается к тому, кто её послал, и теперь уже ему придётся обороняться от собственного чудовища. Это исключительно вопрос силы и умения, так что настоящему профи нечего бояться.

Третьи утверждают, что и возврат негативной энергии не имеет отношения к природе отката. Просто магия по своей природе хаотична и разрушительна, так что заклинание должно быть идеально сбалансировано, чтобы для неё открывался только один путь. Любая неточность, и побочный выброс волшебства причинит вред самому заклинателю.

Возможно, есть и другие версии, но мне встречались в основном эти три. Их приверженцы свысока смотрят друг на друга, и мне доводилось читать весьма ядовитые филиппики одних против других. Чаще всего «моралисты» критикуют «энергетов»: «Неужели вы думаете, что, поставив щит против возврата негатива, сможете избежать кармического возмездия? Карма работает на более высоком уровне, чем ваши щиты и стенки!».


Кто спорит – магия и в самом деле занятие не для любителей. Чем глубже человек погружается в тонкий мир, тем больше опасность, что его крыша отправится туда на постоянное место жительства. Только осознанность, самоконтроль и строгое соблюдение мер безопасности могут уменьшить эту угрозу.

Однако у легенд об откате несколько иное происхождение. Вернёмся на полторы тысячи лет назад, откроем позднеантичные сказки о колдунах и обнаружим там удивительно знакомые сюжеты.

Маг призывает демона, чтобы тот исполнил его желание. Но демон, злобный и жестокий по своей природе, вовсе не хочет подчиняться смертному. Магу не хватает сил и знаний принудить демона к повиновению, и дух убивает его на месте.

Маг призывает демона и приказывает ему вселить блудную страсть в сердце прекрасной девы. Но дева благочестива и всегда молится. Демон не может совладать с нею и с позором возвращается обратно. Когда маг начинает его оскорблять, демон в гневе набрасывается на него.

Ну а истории о грешниках, которые уже в этой жизни получили расплату за свои злодеяния, не выходят из моды много веков. Решил проблему недостойными или запретными средствами, построил счастье на чужой беде – с тобой непременно случится нечто ужасное.

Чтобы мораль стала яснее, воздаяние в таких историях часто «поэтическое» – грехи злодея возвращаются к нему же. Чем он губил ближних, от того гибнет и сам.


Истории о колдунах сочиняли люди, далёкие от практической магии. Хотя по большей части все они верили в реальность колдовства, в их произведениях оно играло роль сюжетного хода, введённого ради морали. Никто из них не стремился предупредить магов об опасностях их ремесла – зато многие, вероятно, стремились отвратить любопытствующих.

Разница между страшилками древних христиан и нынешних эзотериков только в одном. Что сейчас рассказывают о «неправильных» магах, нарушивших неписаный закон, тогда рассказывали обо всех магах вообще.

Оно и неудивительно. Всё-таки для христиан любая магия, кроме дозволенных церковью молитв и таинств, уже по определению неправильна. Если ты не святой, то единственный возможный для тебя источник чудес – падшие ангелы.

Но тут есть и другой аспект. Практически то же самое говорят о многих оккультных сектах и движениях те, кто оттуда ушёл – не только в христианство, но и в другие оккультные движения.

И это не случайно.

Смена веры – драматический, травмирующий эпизод в жизни человека. Это даже сложнее и порой больнее, чем развод с супругом после многих лет брака. И точно так же далеко не все способны развестись по взаимному согласию, сохранив дружеские тёплые отношения. Чтобы порвать связь, приходится приложить усилия – убедить себя, что решение было правильным и необходимым.

Та же задача и перед религией, которой необходимо разобраться с конкурентами. Их нужно принизить и выставить непривлекательными так, чтобы самим на их фоне показаться гораздо лучше.

Можно сказать, что «они» – обманщики, их вера ложна, а обряды бессмысленны и бесполезны. Но этот вариант работает только в исключительных случаях. По сути, он сработал лишь дважды – протестанты против католиков и атеисты против прочих религий вообще. И там, и там религия, прибегнувшая к этому сильнодействующему аргументу, была намного менее «магической», чем её оппоненты.

В своё время христиане пытались применить эту же стратегию против язычников, утверждая, что те поклоняются самодельным бездушным идолам. Но намного чаще эти слова мелькали в текстах, адресованных христианам же, знающим язычество понаслышке. Реальным поклонникам Юпитера и Осириса было что возразить на такой примитивный довод.

Новообращённого аргумент «от обмана» выставляет в невыгодном свете: ты так долго не мог понять, что тратишь свою жизнь на заведомую ерунду? Глупость или невежество были тому причиной? Религия же подставляется под закономерный вопрос: а что, ваши ритуалы действеннее их ритуалов? Может быть, вы даже можете это продемонстрировать?

Зато другой вариант убивает сразу всех зайцев одним махом – заявить, что с оппонентами (бывшими единоверцами) пребывает могущественная и несомненная сила, но эта сила злая.

Типичная история обращения в этом варианте звучит примерно так. «Я с радостью включился в их верования и практики, и поначалу всё шло хорошо. Но чем дальше, тем яснее мне становилось, что у силы, которую я получаю, тёмное происхождение. Чудеса, которые я творил, оборачивались несчастьями для меня и моих близких. Люди, которых я исцелил, вскоре умирали от других болезней, погибали в катастрофах или сходили с ума. Вокруг меня начала твориться форменная чертовщина, и я еле нашёл в себе силы уйти оттуда».

Это практически беспроигрышный ход. Тому, кого обвинили, почти невозможно оправдаться – если он тайно служит злу, то, конечно, будет это отрицать. Тот, кто обвиняет, сразу же превращается из разочарованного неудачника в беженца из Тёмного Царства к свету.

Более того, чем могущественнее он выставляет ту сторону – и себя-прежнего – тем убедительнее начинают звучать его слова. Человек, ради правды отказавшийся от явной силы и власти, уже поэтому незауряден.


Теперь, надеюсь, понятно, почему практикующие маги не только разделяют подобные убеждения, но и охотно их транслируют. Повествования об ужасающих последствиях неправильной магии служат им для того же, для чего и христианам поздней античности.

Если с теми, кто творит волшебство неправильно, случается подобное, то:

– магия действительно обладает впечатляющим могуществом;
– особенно круты те, кто может пользоваться этим могуществом, избегая его опасностей. То есть те, кто рассказывает тебе эту историю.

Tags: психология, религиозные штудии, энциклопедия заблуждений
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments