Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Религия второй свежести

Однажды в разговоре с неоязычником, обиженным на то, что написала о его религии lena_malaa, я узнал удивительное выражение «мягкий политеизм».

Чем больше я над ним размышлял, тем яснее мне становилось, что оно превосходно характеризует не только Викку, к которой принадлежал мой собеседник, не только неоязычество в целом, но и всё отношение современности к религии.

Об этом мы сегодня и поговорим.


Всяких слов, оканчивающихся на «-теизм», религиоведы придумали довольно много.

Собственно теизм – вера в то, что существует Бог (или боги), обладающие разумом и индивидуальностью. Он противоположен атеизму – вере в то, что предельная реальность мертва, слепа, неразумна, и потому нет смысла называть её Богом и поклоняться ей.

Монотеизм – вера, что есть только один настоящий Бог. Политеизм – вера в то, что богов много.

Есть еще генотеизм – вера, что богов много, но мы должны поклоняться только нашему, родному. Пантеизм – вера в то, что Бог – незримое, но ощутимое присутствие во вселенной, так что всё в мире отчасти божественно. Панентеизм – вера в то, что Бог больше мира, так что всё божественно, но Бог всё равно «где-то там».

Свести все эти теизмы в одну систему невозможно. Результат сильно напоминал бы знаменитую китайскую классификацию животных, придуманную Борхесом. Большинство реально существующих религий можно назвать сразу несколькими терминами из этого списка.

Например, простые жители Индии поклоняются множеству богов, почитают духов и предков, как и полагается нормальным традиционным политеистам. Но индийская философия адвайта говорит, что весь мир – лишь огромная иллюзия, сон непостижимого Брахмана. Люди и боги – его сновидения, облики, которые он принимает, забыв о своей истинной природе.

А ведь адвайта – лишь одна из шести традиционных богословских школ Индии. Йога говорит, что у каждого существа, будь то животное, человек или бог, есть своя индивидуальная сущность – пуруша. По своей природе пуруша удалён от любых желаний, пребывает в блаженстве и самодостаточности. Но неведение заставляет его погрузиться в материю и принять облик, а значит – лишиться свободы.

Йоги почитают великого бога Ишвару – изначальный дух, который никогда не погружался в материю и вечно свободен. Он никому не помогает, потому что ничего не хочет. Но, держа его в уме, можно самому тянуться к освобождению.

А, допустим, иудаизм считается одной из наиболее непримиримых монотеистических религий. Там запрещены любые действия, хотя бы отдалённо напоминающие поклонение, если они обращены не к единственному Б-гу.

В то же время иудейская каббала учит, что мир существует «внутри» Б-га. Всевышний сжимался Сам в Себе, чтобы освободить пространство, где Его присутствие было бы достаточно слабым. Только в таком пространстве можно было сотворить что-то ещё.


Итак, что же такое мягкий политеизм?

Если совсем коротко, это религия, последователи которой почитают нескольких богов. Однако в то же время они верят, что все эти боги – не отдельные индивидуальности, а проявления какой-то общей сущности. Например, лики единого Бога, или архетипы бессознательного, или персонификации сил природы.

На первый взгляд кажется, что это разумное и логичное определение. Мы буквально только что вспомнили адвайту, последователи которой именно так думают о традиционных богах Вед и индуизма.

Коварство заметно не сразу.


Как вы думаете, знали ли римляне, что они – язычники и идолопоклонники? Очевидно, нет. Они знали, что должным образом чтут своих богов.

«Язычество» – всегда взгляд извне. Более того, взгляд свысока. Из недосягаемого поднебесья мудреца, который смотрит, как копошатся жалкие людишки, и знает о них истину, скрытую от них самих. Сам язычник никогда себя так не назовет. Только христиане – и, вслед за ними, мусульмане и атеисты – пользуются этим словом.

Сегодня, правда, есть немало людей, общин и организаций, которые открыто именуют себя языческими. Но дело как раз в том, что никто из них не принадлежит к настоящей традиции, существовавшей ещё до прихода христианства. Наоборот, все они происходят из христианских культур, родились в христианских или атеистических семьях.

Их вера – вызов и христианству, и материализму. Они приняли наименование «язычники», как когда-то бунтующие юноши и девушки в Англии приняли презрительное название «панки» и сделали его предметом гордости.

С первого же взгляда заметно, что они не воссоздают когда-то существовавшие религии. Они исповедуют именно ту форму религиозности, которую христианство когда-то сформулировало, чтобы отвергнуть.

Поэтому в их религиях обычно нет тех особенностей, которые всегда были в реальных «языческих» религиях, но христианство их унаследовало и усвоило. Профессиональное жречество, преследование инакомыслящих, смертная казнь за оскорбление богов... Всё это, по мнению неоязычников, настоящему язычеству не свойственно – именно потому, что оно свойственно христианству.

Так вот, «мягкий политеизм» – еще один шаг в этом же направлении. Взгляд свысока не на чужую религию, а на свою собственную.

Можно ли, например, назвать мягкими политеистами христиан? Нет. Они не верят в трёх богов, которые на самом деле – лики единого Бога. Они верят в единого Бога, почитаемого в трёх лицах.

Можно ли назвать так последователей адвайты? Тоже нет. Они не верят в богов, являющихся ликами Брахмана. Они верят в Брахмана, чьими сновидениями является всё сущее. Адвайта даже учит, что почитать богов бессмысленно, поскольку они сами не свободны от иллюзии, а значит, не могут и способствовать освобождению.

Только в современном западном обществе возможно то отношение к религии, которое скрыто за понятием мягкого политеизма.


Господствующая вера нашего времени стоит на трёх столпах: атеизм, материализм, рационализм. Любой, кто получил хотя бы среднее образование, усвоил и основы этой веры.

А значит, исповедуя любую религию, которая прямо противоречит этим столпам, мы вынуждены как-то справляться с диссонансом.

Способов много. Одни пытаются вписать свою магию в физический мир, придумывая «биополя», «квантовые эффекты» и прочее.

Другие верят в потустороннюю магическую реальность. Видимый мир подчиняется законам разума и логики. Невидимый – царство иррациональности, воображения и веры. Магические действия изменяют именно невидимую сторону бытия, и эти изменения отражаются уже и в видимом мире.

Третьи же превращают свою религию в игру. Они поклоняются богам, совершают обряды в их честь, но при этом всегда как бы подмигивают своему внутреннему атеисту: мы же с тобой оба понимаем, что всё это не взаправду. Эти боги и духи просто не могут существовать «на самом деле», они всего лишь маски, прикрытие для чего-то действительно реального.

В результате они берут только те части религиозной жизни, которые удовлетворяют их потребности, а остальные отбрасывают за ненадобностью. Они религиозны ровно до той степени, пока им это удобно. И всё потому, что они не воспринимают собственную религию всерьёз.

Викка в её современном виде – очень показательный пример. Есть боги – но в них необязательно верить. Есть представления о них – но можно придумать собственные. Есть моральный кодекс – но его необязательно соблюдать. Есть праздники – но их необязательно отмечать. Делай то, что доставляет тебе удовольствие, и по возможности старайся не портить удовольствие другим участникам игры.

Те, кто верит в своих богов по-настоящему, готовы терпеть лишения и менять всю свою жизнь, чтобы стать угодными им. Но убивать или умирать за Рогатого Бога так же смешно и нелепо, как в самом деле лить кровь во имя Кхорна.

Перед нами религия, в которой нет ничего сакрального, «настоящего», столь же важного – или даже более важного – чем жизнь и смерть. Есть лишь множество способов весело проводить время с друзьями.

Однако, в отличие от магов Хаоса и их единомышленников, которые открыто провозглашают, что все их ритуальные действия – игра, а боги в действительности лишь образы подсознания, эти хотят обманывать себя и других. Им нравится ощущать, что они действительно исповедуют какую-то религию, принадлежат к традиции, что в их жизни больше смысла, чем у «всех этих».

Так и появляются возвышающие иносказания вроде «мягкого политеизма».

Tags: минутка воспоминаний, религиозные штудии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 143 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →