Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

О мифах и простоте

Почему две тысячи лет назад победило христианство, а не гностицизм?

У гностиков была неплохая фора на старте. Их учение уже было популярным в эллинизированных городах юга и востока империи, когда христиане ещё не вполне отделились от евреев. Оно куда лучше объясняло, почему мир наполнен страданием. Настолько хорошо объясняло, что победившее христианство вобрало в себя множество гностических концепций – дьявол-повелитель материального мира, монашество и культ девственности, православные мытарства и католическое чистилище. И всё-таки гностики проиграли.

Мне кажется, одна из причин тому – разница мифов.

Гностицизм с самого начала обладал невероятно сложной, детально проработанной картиной мира, начиная с самого верха и до низу. Плерома, демиург, планетные сферы и их управители, разделение самих людей на плотских, душевных и духовных...

Все ритуалы и заповеди гностицизма напрямую следовали из этой картины, а значит, любой, кто хотел идти этим путём, должен был их изучить и усвоить. Или же, если он не располагал временем и силами – просто следовать словам мудрых учителей и делать, что они говорят, не понимая, зачем это нужно.

Христианство, в противовес ему, выстроено вокруг единственного образа – Иисуса Христа, Сына Божьего, который родился на земле, проповедовал, был распят и воскрес. Даже почитание Евангелия как Слова Божьего началось после того, как христианство распространилось по всей империи. До того евангелий было множество, и они играли вспомогательную роль. Прошло больше ста лет, прежде чем появился канон Писания, и ещё двести, пока его приняли все христиане.

Грех и покаяние – столпы христианского учения – тоже в основе своей просты и понятны. Это нечистота и очищение, знакомые людям с каменного века. Христианство только добавило к ним моральное измерение, но и в этом не было оригинально: такое проповедовали ещё еврейские пророки.

И, наконец, главные христианские ритуалы – крещение и причастие – вовсе никак не завязаны на богословие. Это простые и понятные жесты: омовение от грехов как рождение в новую жизнь и общая трапеза как единение братьев и сестёр во Христе.


Гностики предлагали свой взгляд на устройство мира. Христиане – нечто совершенно другое:язык. Систему образов и понятий, с помощью которой можно было упорядочить собственный мир, внести в него смысл, структуру и цель.

Потом, конечно, элитой церкви стали те же самые греческие интеллектуалы, что породили и гностицизм. Христианство тут же обзавелось собственным метафизическим космосом, и чтобы считаться истинным сыном церкви, нужно было разделять эти концепции. Ну, или по крайней мере провозглашать свою верность им, когда спрашивают.

Но основа христианства – по-прежнему язык, на котором можно описать свой личный опыт и наметить программу действий. Поэтому и уживаются в нём по сей день люди самых разных вероисповеданий, порой непримиримо враждебных друг другу.


Буддизм выехал на этом намного раньше христианства. Не зря хитрый отставной принц Гаутама отказывался говорить о богах, об устройстве космоса, о природе нирваны и тому подобном. Со временем буддизм обзавёлся и всем этим тоже – особенно Махаяна, за что особое спасибо... всё тем же грекам. Но изначально там были только Четыре Благородные Истины и прикладные рекомендации, как следовать Пути. А теория больше касалась устройства самого восприятия – она показывала, как рождаются желания, впечатления и верования.

Есть два разных вида мифов.

Один мы назовём эллинским. Это миф, который создают интеллектуалы для интеллектуалов. Главное в нём – системное описание всей вселенной, видимой и невидимой, и понимание своего места. Кто обладает этой истиной – тот просвещён и стоит на верном пути. Что бы он ни делал – пока он руководствуется истинным представлением, он всё будет делать правильно.

Эллины любят выстраивать свою систему сверху вниз, от абстрактных принципов, а затем уже смотреть, как эти принципы проявляются здесь, в нижнем мире.

Этот эллинский дух разделяли не одни только гностики, но и каббалисты, и неоплатоники Возрождения, и классические европейские оккультисты. На нём же стояла новая натуральная философия, которая потом превратилась в академическую науку.

Второй можно назвать прикладным – не столько философским, сколько религиозно-магическим. Он сосредоточен на том, чтобы у тебя всегда была возможность понять, что с тобой происходит и что тебе делать. Этот миф объясняет метафизическую, невидимую подоплёку того, что случается вокруг тебя и в тебе самом. Он строится снизу, от опыта и практики.

Если ты склонен к умопостроениям, никто не мешает тебе и здесь создать для себя целостное представление о вселенной. Но оно необязательно, вторично, и спорить о нём глупо. Имеет значение только разница в целях, которые вы с ближним перед собой ставите, а если её нет – что с того, что вы не сходитесь в философских тезисах?


И тут мы плавно переходим к современной массовой культуре, потому что авторы тоже стремятся создать для своих читателей и зрителей настоящий миф. Иногда это им удаётся.

Есть наследники эллинского духа, которые творят сложные детальные миры – как Толкин, придумавший для своей Арды и историю, и мифологию, и даже языки с алфавитами. Другие работают небрежно, выезжая на пафосе, зрелищности и спецэффектах, как создатели «Вархаммера».

В любом случае, какой бы мир ни описывали такие авторы – это другой мир. Чтобы наслаждаться их творчеством, приходится погружаться в него с головой, веря в него и в то же время понимая, что он воображаемый.

А есть такие, как Лукас.

В разговоре о талантах и гениях комментаторы отметили, что главное достоинство его далёкой галактики – учение о Силе. Именно оно в основном притягивает поклонников, не зря столько народу сейчас определяет себя как последователей «джедаизма».

Между тем и тут у нас есть всего три главных понятия – Сила, Тёмная сторона, равновесие. Сила пронизывает вселенную, превращая её в единое целое, связывая всё со всем. Тёмная сторона открывается перед теми, кем движут эмоции, желания и страсти. Равновесие – цель и идеал, к которому нужно стремиться.

И в этих рамках существует не меньше четырёх разных картин мира.

В одной естественное состояние Силы (и вселенной в целом) – безмятежный покой. Это и есть равновесие. Эмоции и желания – особенно страх, ненависть и привязанность – нарушают баланс и ведут на Тёмную сторону. Тот, кто поддался искушениям Тёмной стороны, получает силу разрушения – он легко выводит и других из равновесия. Но чем сильнее адепты Тьмы развивают в себе дисбаланс, тем больше и сами идут вразнос.

В другой путь Света и путь Тьмы – два равноправных способа достичь равновесия. Один требует преодолеть свою природу и слиться с миром, другой – принять себя полностью и отбросить все преграды. Результат один: ты становишься воплощением Силы, единым с ней в жизни и смерти.

Третья гласит, что Свет и Тьма – противоположности, которые вечно ведут борьбу между собой. Именно эта борьба и есть равновесие, и Сила поддерживает её. Ни одной стороне не суждено победить: чем меньше остаётся чемпионов Света или Тьмы, тем могущественнее они становятся, а Сила непрестанно порождает новых избранников.

Наконец, четвёртая утверждает, что Тёмная сторона и есть естественное состояние Силы – дикая, необузданная и жестокая, как сама жизнь. Путь Света – путь самодисциплины, на котором джедаи «фильтруют» Силу, приручают её и очищают, излучая свет и неся добро для всей галактики. Равновесие – не то, что можно найти, а то, что ты должен создать своими усилиями.

Сторонники каждой из этих вер ведут между собой бесконечные споры, какая из них истинна и канонична – тоже вполне в эллинском духе. Авторы подливают масла в огонь, озвучивая устами персонажей аргументы то в одну, то в другую сторону.

Но все они одинаково понимают, что такое путь Света и путь Тьмы, что нужно делать, чтобы идти по ним, что там можно встретить, получить или потерять.

И более того, эта простая и понятная система не привязана к далёкой галактике. В реальной жизни мы не можем читать мысли или швырять предметы усилием воли, но вот осмысливать и упорядочивать свой опыт с помощью философии Силы – почему бы и нет?

Такие дела.

Tags: массовая культура, мифология, религиозные штудии
Subscribe

  • Поговорим о странностях любви

    Мне в очередной раз встретился на просторах интернета крик души: «Ну почему, люди, вы хотите одно, а выбираете другое?». И дальше…

  • Ваши координаты

    Люди делятся на дофига категорий. Одна из них – те, кто думает, будто люди делятся на две категории. Народная мудрость Делить пополам…

  • Наивность в твоих словах слышу я

    Есть такие фразы – безошибочные маркеры... не то чтобы глупости – говорящие часто бывают весьма умны – а скорее отсутствия опыта.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments

  • Поговорим о странностях любви

    Мне в очередной раз встретился на просторах интернета крик души: «Ну почему, люди, вы хотите одно, а выбираете другое?». И дальше…

  • Ваши координаты

    Люди делятся на дофига категорий. Одна из них – те, кто думает, будто люди делятся на две категории. Народная мудрость Делить пополам…

  • Наивность в твоих словах слышу я

    Есть такие фразы – безошибочные маркеры... не то чтобы глупости – говорящие часто бывают весьма умны – а скорее отсутствия опыта.…