Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Мифический Мандела

В последнее время выражение «эффект Манделы» прочно вошло в информационное поле. Ему посвящают лекции и ролики на ютубе.

Говоря по-простому, это массовый обман памяти. Событие, фраза или предмет, который почти все помнят одинаково – но неправильно.

Холмс никогда не произносил фразу «Это элементарно, мой дорогой Ватсон». Львёнок не говорил «Покатай меня, большая черепаха!». И даже знаменитое «Люк, я твой отец!» на самом деле звучало несколько иначе.

Но с цитатами как раз всё понятно. Иногда они появились в адаптации и запомнились всем. Иногда мутировали так, чтобы по одной фразе было понятно, откуда она процитирована.

Иной раз то, что было придумано в сатирических памфлетах ради очернения противника, продолжало жить веками как исторический факт. Право первой ночи, «железная дева», «пусть едят пирожные» – много такого.

С событиями – откуда эффект Манделы и получил название – уже сложнее. Ведь и в самом деле тысячи человек точно помнили, что Нельсон Мандела умер в тюрьме, не дождавшись освобождения Южной Африки, тогда как в действительности он не только вышел на свободу, но и несколько лет был президентом ЮАР.

Но для меня самое интересное, что этот эффект работает и в моей области. Народная память, отлитая в мифы и сказания, тоже помнит события, которых не было. И я сейчас даже не о песнях, повествующих, как сербские богатыри разбивают турок и берут штурмом Стамбул, а богатыри русские дают успешный отпор татарам.


Самый грандиозный мандела – несомненно, Всемирный потоп. Сказания о нём встречаются не только по всему Средиземноморью (там их ещё можно было бы объяснить культурным обменом), но и далеко за его пределами – в Китае, Индии, Башкирии.

Между тем ничего похожего на такую масштабную катастрофу учёные не находили. Наводнения, конечно, случались, но все они были достаточно локальными.

Интересно, что в греческом варианте «ковчег» Девкалиона и его жены Пирры причалил к вершине Парнаса. В библейском – к вершине Арарата. Эти горы находятся в разных концах ойкумены, но обе они двуглавые. Возможно, это что-то значит.


Однако даже потоп, при всей его эпичности – не на первом месте среди мифологических мандел. Куда удивительнее другая история – тихая и на первый взгляд малозначительная.

Она звучит так. Некогда, в давние времена, когда человек становился старым и уже не мог трудиться, его относили умирать на гору. Так продолжалось поколениями. Но однажды нашёлся смелый юноша, который воспротивился обычаю и отказался предавать смерти своего старика-отца.

Он напомнил всему народу о мудрости стариков, о тех советах, которые они могут дать – наконец, о любви и заботе, которую они подарили своим детям и которую должны получить в ответ. Его слова так тронули остальных, что жестокий обычай был немедленно отменён.

Эта легенда встречается буквально по всему миру – от Америки до Африки, от Балкан до Японии. Её следует считать одним из древнейших сказаний, наряду с легендой о творении суши из земли, поднятой со дна моря.

На первый взгляд она становится в общий ряд. Сказание о герое, освободившем красавицу от водяного змея – наследие времён, когда девушек действительно приносили в жертву речным богам, но затем перестали это делать. Сказка о мальчике, изжарившем Ягу в печке – наследие времён, когда подростки действительно проходили жестокий искус в лесной избушке, а затем этот обычай ушёл в прошлое.

Но у неё нет исторического обоснования. С самого начала, с тех древнейших времён, когда людей уже можно было называть людьми, археологи находят свидетельства заботы о стариках. Некоторые из найденных останков принадлежат людям, много лет прожившим вообще без зубов – а значит, кто-то пережёвывал или перетирал пищу для них.

Обычая оставлять стариков на смерть никогда не существовало* – но память о нём оставалась в народе по меньшей мере до позапрошлого века. В русских деревнях об этом рассказывали как о делах недавних дней – даже показывали, за неимением гор, овраг по соседству, куда дедов и бабок было принято спускать на салазках.

[*]* Такое, разумеется, случалось, особенно в голодные годы, когда и трудоспособных-то членов семьи было нечем прокормить. Но даже и тогда эти случаи были единичны, и никто не считал их исполнением древней традиции. Наоборот, все понимали, что уморить бабку голодом – жестокий поступок, на который способен либо бессердечный, либо вконец отчаявшийся человек.

Откуда взялся этот живучий образ – науке неизвестно.

Tags: мифология, психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →