Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Определитель вампиров

Уважаемая congregatio процитировала у себя в блоге очередного знатока, лучше всех осведомлённого, как выглядят "на самом деле" вампиры. По его мнению, вампир – мёртвое тело, одержимое демоном, а любой другой вариант неканоничен, и его ни в коем случае нельзя называть вампиром.

Я с такими сталкивался много раз. Мне и самому объясняли, что настоящие колдуны совершают чудеса бесовской силой, а потому любой книжный волшебник, творящий свою магию как-то иначе, неправилен. Ну а книга, в которой такое происходит – однозначно оккультная пропаганда.

Но этот случай навёл меня на мысль.

Ясно, что никакого "настоящего" канона, каким должен быть вампир, не существует – потому что не существует самих вампиров. Любой автор придумывает их такими, какими они лучше всего соответствуют его задумке.

Но с другой стороны, как говаривал, кажется, Линкольн, хвост собаки останется хвостом, даже если мы назовём его ногой. Нельзя просто взять любое существо и назвать его вампиром, или демоном, или эльфом. Должен быть некий минимальный набор признаков. Если его нет, то читатель поневоле ощутит, что имя не подходит своему носителю. Но зато если он есть, то узнать существо можно, даже если автор решил назвать его каким-то другим словом. Например, Олди нигде и никогда не называют своих варков вампирами, но кто усомнится, что перед нами именно они?

Вот с драконами всё просто. Дракон – змей с лапами. Он может летать или ползать, быть крылатым или бескрылым (может летать и без крыльев), разумным или простым животным, выдыхать огонь или только кусаться. Это уже опционально. Но змей с лапами – обязательно.

А что насчёт эльфов? Эльфы могут быть долгожителями или нет, прирождёнными волшебниками или чураться всякой магии, обитать в лесах в единении с природой или в магических мегаполисах с высокими технологиями. Есть три более-менее устоявшихся образа (высший эльф, лесной эльф, тёмный эльф), но полно и таких, которые вообще никуда не вписываются, вроде кейифайев Макса Фрая или домовых эльфов Роулинг. Причём у Фрая они ещё и НЕ остроухие. Да и у Толкина о форме ушей эльфов не сказано ни слова – и это в мире, где хоббиты больше известны как полурослики, а гномов, собственно, именуют карликами, то есть для всех есть прозвище по отличительному признаку.

И, наконец, вампиры. Как по-вашему, каким набором признаков обязано обладать существо, чтобы иметь право называться вампиром?

Tags: массовая культура
Subscribe

  • А у нас спокон веков...

    Споры по нашумевшему делу навели меня на мысль, что, возможно, следовало бы напомнить моим уважаемым читателям ещё об одной истине, такой простой и…

  • Теория заговора. Русского народного

    В наше время фольклористы продолжают странствовать по русским деревням, собирая остатки народных традиций. В том числе, разумеется, магических. Сами…

  • Командир сказал «суслик», и никаких хорьков!

    Ещё в статье о минимальной магической теории я писал, что, если говорить о практике, то магия – это то, что люди считают магией. Практически…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • А у нас спокон веков...

    Споры по нашумевшему делу навели меня на мысль, что, возможно, следовало бы напомнить моим уважаемым читателям ещё об одной истине, такой простой и…

  • Теория заговора. Русского народного

    В наше время фольклористы продолжают странствовать по русским деревням, собирая остатки народных традиций. В том числе, разумеется, магических. Сами…

  • Командир сказал «суслик», и никаких хорьков!

    Ещё в статье о минимальной магической теории я писал, что, если говорить о практике, то магия – это то, что люди считают магией. Практически…