Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Без пара и психологии (мысли по поводу)

Мне кажется, многие особенности современной парапсихологии можно понять, если вспомнить о её корнях, истоках и происхождении.

До того как стать парапсихологией, эта дисциплина называлась психическими исследованиями. И первыми, кто занялся этим делом, были учёные, которые поставили перед собой ясную, но амбициозную цель: проверить точными методами утверждения спиритов.

А спиритизм – это прежде всего религия, притом религия своеобразная, соединяющая в себе рациональность 19 века и самую дремучую архаику.

Он стоит на простом наборе догматов: дух способен жить, воспринимать и действовать без помощи тела. Более того, освободившись от ограничений плоти, дух становится сильнее. Обитатели Той Стороны могут – и хотят – общаться с живыми, кто-то от скуки, а кто-то ради всеобщей пользы. Среди людей есть посредники – по-латыни «медиумы» – которые особо тонко настроены на мир духов и могут организовать такое общение, но самые сильные духи способны давать о себе знать даже без помощи медиума.

Для убеждённого спирита сеанс – гораздо больше чем просто салонное развлечение. Это основной ритуал спиритизма, его литургия. Во время сеансов мир людей и мир духов встречаются и соприкасаются, и происходит это наглядным очевидным образом. Никаких метафор, как у христиан – духи демонстрируют своё существование физическими действиями.

Авторы сборников, посвящённых паранормальным феноменам – и Фламмарион в Европе, и Дьяченко в России – воспринимали их именно как очевидное подтверждение существования бессмертной человеческой души и писали об этом прямым текстом.

Поэтому спиритов не интересовали научные объяснения феноменов. Их интересовал сам факт их реальности, потому что этот факт подтверждал их веру.

Оппонентов научные объяснения не интересовали тоже. Они не стремились найти рациональную причину спиритических явлений. Им важно было показать, что самих явлений не существует, что все они – результат заблуждения или сознательных уловок. Фактически, и здесь речь шла о защите веры, а не о познании мира.

В наше время на место «духа» пришло «сознание», но суть не изменилась ни на йоту. И парапсихологи, и их оппоненты стоят на тех же позициях, что и сто с лишним лет назад.

Хотя не любой парапсихолог подпишется под спиритическим кредо, по факту оно вшито в его терминологию и исследовательскую программу. Даже деление пси-феноменов, введённое Райном, указывает на это. Ясновидение – способность сознания воспринимать без помощи тела. Психокинез – способность сознания действовать без помощи тела. Призраки и реинкарнация – способность сознания выживать после смерти тела.

Вероятно, именно поэтому парапсихологи неохотно формулируют проверяемые гипотезы, зато так охотно проводят всё новые и новые «сеансы». Так они подтверждают – и другим, и самим себе – истинность своей веры.


Статья Кинга – повод ещё раз вспомнить, насколько сложные отношения у учёных с магией. Даже у таких, как парапсихологи, которым, казалось бы, сам бог велел непосредственно с этой темой соприкасаться.

Спириты воспринимали своё учение как высшую форму религии, как свидетельство реальности духа, а не как обоснование примитивной, архаичной веры в колдовство. Поэтому на религиозные авторитеты они ссылались довольно часто, а вот на рассказы о волшебстве – нет.

Фламмарион с горечью пишет, что специалисты вроде него находятся между двух огней. С одной стороны – скептики-материалисты, не верящие в дух вообще. С другой стороны – невежественный простой народ, который даже в наше просвещённое время верит в колдунов, ведьм и эльфов.

При этом одна из историй, которые он пересказывает, говорит именно о деревенском колдуне, который насылал на своего недруга галлюцинации. Но видимо, этот рассказ лучше всех вписывается в его концепцию бессмертной души и её сил.

В наше время Дин Радин – видный парапсихолог и известный популяризатор этой темы – был буквально шокирован, когда понял, что всё это время научными средствами изучал магию. В своей книге «Реальная магия» он, кажется, всё ещё удивлённый, пишет, что, оказывается, магические традиции мира посвящены развитию паранормальных способностей и демонстрации паранормальных феноменов.

(Они посвящены совершенно другому, но парапсихологу простительно так думать).

Видимо, сказывается вековая традиция считать, что магия – «неправильная» наука или «неправильная» религия, поэтому в ней не может быть ничего истинного и действенного, разве что случайно.

В последние годы положение, правда, меняется. Появилась новая непризнанная дисциплина – парантропология. Это изучение паранормальных феноменов антропологическими методами, а не в лабораторных экспериментах. Да и отсылки к магическим и оккультным техникам появляются в парапсихологических статьях несколько чаще.


Кинг задаётся вопросом: а точно ли мы имеем дело именно с «психическим»? Точно ли парапсихологи изучают возможности человеческого ума, сознательного или бессознательного? Может быть, всю дисциплину стоит скорее называть парафизикой – изучением аномальных свойств самого мира, а не человека?

Я с ним, в сущности, согласен. Я тоже полагаю, что никаких «паранормальных способностей» у людей нет – ни у всех, ни у немногих избранных. Магия устроена совершенно иначе.

Парапсихологам следовало бы обратить внимание, что случайность вовсе не всегда так слепа и бессмысленна, как постулирует рационализм. Это реальная, пусть и не физическая, сила, которая заставляет события происходить, и время от времени у неё проявляются собственные предпочтения и собственная воля.

Некий проповедник атеизма заявил, что боги всех религий – придуманные людьми имена для удачи. И действительно, у каждого бога есть не только закон, но и произвол, который для людей выглядит удачей или неудачей.

Так же выглядят и аномалии, обнаруженные в пси-экспериментах. Люди ни на что в них не влияют и ничего не узнают. Им просто везёт немного чаще, чем положено теорией вероятностей.

Вне лаборатории, «в поле», самое частое проявление пси – синхроничность, то есть осмысленное совпадение. Никаких нарушений законов физики, просто событие произошло именно в том месте и в тот момент, когда надо.

А вот с психологической стороны изучать следует воображение – основу мышления. Представления – то же самое, что память. Верования – представления, которыми мы руководствуемся. Знания – обоснованные верования. И всё это неким, пока не до конца понятным способом связано с «вероятностным полем», заставляющим события происходить.

Tags: метафизика, религиозные штудии
Subscribe

  • Легенды каменного города

    И спросил благодетель: "А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю?" И, тряхнув волосами, Ответили зодчие:…

  • Повесть о странном союзе

    Я люблю напоминать, что вера и религия – не одно и то же. Вера – мир, в котором ты живёшь, то, что для тебя истинно и ложно, обязательно…

  • Минутка воспоминаний: ученик чародея

    Этот пост был опубликован 3 года назад. С тех пор я слегка скорректировал свои взгляды. Отчёты Пола Столлера кажутся мне слегка приукрашенными в том…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Легенды каменного города

    И спросил благодетель: "А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю?" И, тряхнув волосами, Ответили зодчие:…

  • Повесть о странном союзе

    Я люблю напоминать, что вера и религия – не одно и то же. Вера – мир, в котором ты живёшь, то, что для тебя истинно и ложно, обязательно…

  • Минутка воспоминаний: ученик чародея

    Этот пост был опубликован 3 года назад. С тех пор я слегка скорректировал свои взгляды. Отчёты Пола Столлера кажутся мне слегка приукрашенными в том…