Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Научи нас молиться

Всё-таки многолетняя принадлежность к русскому православию в значительной степени искажает представление о христианстве в целом.

Православие магически ориентировано. Здесь не так много рациональных богословов, пытающихся сделать свою веру логически последовательной и непротиворечивой. Православие – религия не для ума, а для жизни. Если что-то помогает выстроить правильные отношения между человеком и невидимым миром, оно годится, а обоснование можно придумать, когда оно понадобится.

Западное христианство – совсем другое дело. И всё же для меня стало сюрпризом большое количество современных работ, посвящённых проблеме просительной молитвы.

Вы наверняка понимаете, о чём я. У нас есть Бог, всеведущий, всемогущий и всеблагой. Он знает, что тебе нужно, ещё до того, как ты об этом попросишь. Он не станет делать того, что тебе не нужно, сколько бы ты ни просил. Он не подвержен изменениям, а значит, не в состоянии передумать или изменить Свои планы. Так какой смысл Его вообще о чём-либо просить?

Некоторые богословы, основываясь на такой логике, и вправду отвергали просительную молитву как примитивную, неблагочестивую и неподобающую настоящему христианину. Такая молитва, по их мнению, демонстрирует недостаток веры и упования на Бога.

Однако же именно просительная молитва прописана в Библии как правильный способ общения с Богом. Иисус Христос – по определению высший духовный авторитет для каждого христианина – и сам молился, и учеников поощрял. Значит, у этой практики должно быть обоснование.

Я был полностью уверен, что подходящее обоснование было найдено ещё в средние века. В крайнем случае в эпоху Реформации, когда наступила новая волна рационализации. Но, оказывается, спорить продолжают и сейчас.


Некоторые версии показались мне интересными, остроумными и заслуживающими внимания*.

* Что не значит, будто я со всеми ими согласен и буду их отстаивать в споре.

Например, Фома Аквинский – основоположник рационального богословия вообще – аргументировал так. Молитва не делает Бога более предрасположенным даровать нам просимое. Но молитва делает нас более предрасположенными получить просимое. Без молитвы человек не заслуживал бы того, чтобы Бог ему что-то дал.

Похожую версию выдвигали ещё неоплатоники поздней античности. Ритуалы и молитвы не влияют на вечных богов, но меняют того, кто их совершает. Он становится ближе к богам, и потому получает их благодать в большей степени.

Другие указывают, что Бог не просто сотворил человека, а требует от него развиваться и совершенствоваться. А любой хороший воспитатель знает, что иногда полезнее дать воспитаннику что-то в ответ на просьбу, а не просто так.

Этот эффект продемонстрирован опытом с обезьянами. Стая приматов устроена таким образом, что вожаку не приходится искать себе еду. Члены стаи приносят ему всё, что найдут. Только когда вожак наестся, могут подходить остальные.

Так вот, обезьяны, которым исследователи давали пищу по расписанию, начинали считать себя альфами и качать права. Те же, кому каждый раз приходилось что-то делать, чтобы заслужить еду, лучше относились к исследователям и вели себя намного дружелюбнее.

Человек не так уж далеко ушёл от обезьяны. Весь наш разум, вся наша культура, мораль и религия – не более чем софт, установленный на первобытного бабуина. Они могут модифицировать биологически обусловленные реакции, но не могут отменить их полностью. Основа всё равно будет напоминать о себе.

Живи мы в мире, где Бог следит за каждым и без напоминаний обеспечивает всем самое лучшее – мы бы возгордились и, чего доброго, решили бы, что Бог существует ради нас, а не наоборот.

Вот с этим выводом я, кстати, полностью согласен. Тут даже не нужно предполагать, потому что уже есть несколько новых религиозных движений, проповедующих именно это. Единственная сила во вселенной, говорят они – Подсознательный Космический Разум, называемый также Богом. И Он даёт нам всё, о чём мы только подумаем или захотим. Поэтому так важно научиться думать и хотеть правильно.

Просьба меняет и моральный статус того, кто на неё отвечает. Послать войска в другую страну, чтобы установить там порядок – вторжение, если ты сделал это самовольно, и помощь, если тебя пригласило законное правительство этой страны. Бог всеблаг, и потому не совершает морально неприемлемых поступков – а значит, и некоторые вещи будет давать нам только по нашей просьбе.

Ещё вариант начинается с того, что аргумент против молитвы – это аргумент против любой деятельности вообще. Какой смысл лечиться, если Бог лучше знает, следует тебе выздороветь или умереть? Какой смысл брать на улицу зонтик, если Бог лучше знает, следует тебе остаться сухим или промокнуть? Какой смысл работать, если Бог может обеспечить тебя пропитанием, если это Ему угодно?

Но всё-таки Бог сотворил человека способным к осмысленной деятельности. Значит, Ему угодно, чтобы некоторые вещи в мире делались нашими руками и по нашей свободной воле.

Что-то даётся без труда. Ради чего-то приходится попотеть. Некоторые вещи получает только тот, кто пошевелит мозгами и найдёт верное решение задачи. А значит, ничто не мешает быть и таким вещам, о которых необходимо просить Бога.


Однако богословие – как ни крути, теория. На практике мало кто поступает в полном соответствии с учением, которое исповедует.

И поэтому любопытны результаты опыта, проведённого группой западных учёных. Они исследовали, как подсознательные убеждения человека сказываются на его религиозном поведении.

Группе верующих испытуемых – студентов, естественно – предложили несколько ситуаций. Все ситуации были опасными, герой в них оказывался совершенно беспомощным и мог только молиться. На выбор предлагались три варианта решения: механический, биологический и психологический.

Вот пример одной из таких ситуаций:

Вы плывёте на катере по океану, и вдруг обнаруживаете, что ваше судно дало течь и скоро утонет. Вам удаётся пристать к необитаемому острову, но там нет воды. Через тридцать шесть часов вы умрёте от обезвоживания. Мимо острова ходит регулярный корабль, моряки заметят вас и спасут, но до прибытия корабля 48 часов. У вас есть рация, но достучаться вы можете только до какого-то острова неподалёку. Тамошние жители могли бы вам помочь, но они не понимают вашего языка.

Вам остаётся только молиться о чуде. О каком именно?

– чтобы ваша лодка перестала протекать («физический» вариант);
– чтобы вы смогли продержаться без воды до прибытия корабля («биологический»);
– чтобы ваши собеседники по радио внезапно поняли, что вы им говорите («психологический»).

Таких историй, как я уже сказал, было несколько, и их предлагали случайным образом.

Как водится, были и контрольные группы, где участвовали не обязательно верующие. Первой давали те же истории. У второй контрольной группы вместо Бога был Уникомп – искусственный интеллект, элементы которого разбросаны по всему миру. Третьей группе помощь предлагал пролетавший мимо супергерой. Варианты во всех случаях были те же самые.

Предпочтения поделились почти поровну, с небольшим отрывом друг от друга. При этом «биологический» вариант во всех группах занял последнее место (по мне, это странно, поскольку с моей точки зрения у такого чуда больше всего шансов случиться).

Однако у Бога испытуемые предпочитали просить «психологического» чуда, а вот Уникомп и супергерой, по их мнению, скорее могли помочь «физически».

Исследователи провели ещё один опыт. Они попросили несколько десятков верующих студентов записывать – без личных подробностей – темы всех своих молитв в течение недели.

Почти половина этих молитв оказались вообще не просительными в общепринятом смысле – студенты молились, чтобы Бог был с ними, наставлял их, простил им грехи и так далее. Но среди прошений снова преобладали «психологические» – о примирении с врагом, о поддержке в трудную минуту, о даровании терпения и сил.

Я полагаю, это результат многовековой рационализации христианства. Религию старательно очищали от любой «магии», делали личным, внутренним, сугубо субъективным и психологическим феноменом. От Бога, обитающего только в твоих мыслях, логично ожидать соответствующей помощи.

Тут важно отметить, что для участия в эксперименте специально отбирали только протестантов. Исследователи объясняли это тем, что в протестантизме нет сильной богословской традиции, предписывающей те или иные темы молитв, и нет чёткого представления о природе и местонахождении Бога. А вот психологизация религии – замечу я – именно в протестантизме заметнее всего.

Однако формально Бог по-прежнему всемогущ и способен совершить любое чудо. И экспериментаторы сделали из своих опытов другой вывод.

Они считают, что причиной всему наши шаблоны мышления. Мы привыкли, что человек может влиять на мир физически и биологически только непосредственным действием. Зато менять других словом можно и на расстоянии, и даже после смерти – например, через книги.

Интуитивно, неосознанно средний верующий представляет Бога могущественным человеком, обитающим где-то далеко, на небе. Чтобы совершить «физическое» чудо, Ему пришлось бы спуститься с неба, явиться на земле и лично что-то сделать. А вот действовать на умы и сердца Он может и оттуда, где находится.

Логично и просить Его о том, что будет стоить Ему меньших трудов.

Tags: религиозные штудии
Subscribe

  • Введение в ритуальную силу

    У меня уже много лет есть цель – создать минимальную инструментальную теорию магии. Что это значит? Минимальной я называю теорию, из которой…

  • Ключ к европейскому колдовству

    Если прочитаешь достаточно много исследований, касающихся европейских народных верований о колдовстве и ведьмах, постепенно начнёшь замечать, что…

  • Встаньте, дети, встаньте в круг...

    Средневековый маг чертит круг на полу. Он будет призывать демона. На время ритуала круг станет кусочком Иного Места, будет принадлежат…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments

  • Введение в ритуальную силу

    У меня уже много лет есть цель – создать минимальную инструментальную теорию магии. Что это значит? Минимальной я называю теорию, из которой…

  • Ключ к европейскому колдовству

    Если прочитаешь достаточно много исследований, касающихся европейских народных верований о колдовстве и ведьмах, постепенно начнёшь замечать, что…

  • Встаньте, дети, встаньте в круг...

    Средневековый маг чертит круг на полу. Он будет призывать демона. На время ритуала круг станет кусочком Иного Места, будет принадлежат…