Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Божественное пламя

Если спросить, что сделало человека человеком, я отвечу – речь и огонь.

Инструменты изготавливать умеют и животные. Подавать сигналы друг другу они тоже способны, и их сигнальные системы порой бывают весьма сложными. Но только люди рассказывают истории, и только люди приручили огонь.

Речь стала для нас инструментом формирования души, позволяющим сжать опыт сотен тысяч лет и передать его новому поколению. Огонь сформировал наше тело: человек разумный – это изначально человек, приспособленный к поеданию приготовленной на огне пищи.

Потому речь и огонь – древнейшие образы для чудотворной силы, древнейшие инструменты магии.

Обычно я говорю о первом из них, потому что магия – в первую очередь искусство слова, даже если это слово не высказано вслух, а вырезано на камне или выражено действиями. Но сегодня стоит вспомнить о втором. А точнее – об одном обряде, связанном со священным огнём и имеющем глубокий смысл.


Поворот года – важнейший праздник календарного цикла во множестве культур. В этот день мир гибнет и возрождается заново из предвечного хаоса. Это праздник отмены времени, победы над смертью, вечного обновления и возвращения к началу.

Всё, что совершили боги или предки во время оно, в начале времён, нужно символически повторить в день поворота года. А в начале времён люди получили огонь. Все костры, что с тех пор зажглись по земле, имеют священную силу только потому, что происходят от единственного, изначального, истинного огня.

Таково происхождение обряда святого света, который антропологи находят по всему земному шару, а историки – во всех эпохах.

Сам по себе он очень прост. В условленную ночь перед великим праздником в селении гасят все огни. Печи, факелы, костры, лучины, угольки – всё. Дома погружаются во тьму, которой был окутан мир до начала времени, в эпоху чудовищ.

Снова зажечь свет можно только от чистого огня. Иногда его добывают особым обрядом – обычно трением, как это делалось в первобытные времена. Иногда в святилище горит негасимый небесный огонь – тот самый, истинный, поддерживаемый «с начала времён». Но в любом случае люди несут свечи или лампы домой и обновляют огонь, а вместе с ним обновляется и весь мир.


Христианство всю свою историю боролось с язычеством и его магией. Но это не мешало новой религии усваивать всё необходимое из того самого язычества и переделывать на свой лад. Особенно много такого, конечно, в православии.

Выжил и обряд святого света. Свечи, освящённые в храме, несут домой, стараясь не дать им погаснуть по дороге, в Вербное воскресенье. Обычай гасить в это время все огни в доме бытовал до недавних времён, пока всеобщая электрификация не положила ему конец.

Но, конечно, грандиознее прочих уникальная церемония, которую проводят на Пасху в одном-единственном месте на планете – в храме Гроба Господнего в Иерусалиме. В народе она известна как «схождение Благодатного огня».

Положение этой церемонии – и мифа, который вокруг неё сложился – удивительно и странно.

На уровне учения, догмата, официальных церковных положений это всего лишь местная благочестивая традиция, обряд, который принято проводить перед Пасхой. В православном церковном словаре нет понятия благодатного огня. Он не включён в священную историю, у него нет онтологического статуса. Насколько мне известно, он даже не считается официально чудом – такое говорят только отдельные священники, которые высказываются от себя лично.

Но на уровне веры, исповедуемой самими православными, значение Благодатного огня огромно. До него далеко не только крещенской воде, которая, по народному поверью, в ночь праздника освящается по всей планете, во всех водоёмах, но даже и Святым Дарам.

Для рядового верующего, хотя он обычно не осознаёт этого, огонь, который выносят из кувуклии – тот самый чистый огонь, который был дарован человеку в начале времени. Он знаменовал собой сотворение мира и человека. Он – та сила, которой и был сотворён мир, и которой он до сих пор держится.

В каком-то смысле Благодатный огонь и есть Христос, Слово Божье, которое «было в начале» и «было Бог». Это и есть Бог, явленный на земле в видимом облике, по собственной воле. Поэтому он и появляется, как утверждают, на самом Гробе Господнем, на месте Воскресения.

По огню православные меряют свою угодность Богу. Огонь сходит на православную Пасху, а не на католическую, потому что только православный календарь, не изменённый еретиками, указывает верную дату. Огонь не сойдёт, если служить будет армянский или иной «еретический» патриарх – он дарован только приверженцам истинной веры.

В отличие от многих других поверий и традиций, бытующих по приходам, эту священники не осуждают, а наоборот – гласно или негласно поощряют. Так и остаётся она столпом православной веры, а Благодатный огонь – главной святыней православия.

Потому и ходит в народе пророчество, что в год, когда огонь не сойдёт, явится на земле антихрист и наступят последние времена.

Иначе и быть не может, ведь погасло пламя, которое было явным присутствием Бога в мире, а значит, Творец покинул творение, полностью порабощённое злом. Наступила Эпоха Тьмы, которая закончится, лишь когда Бог зажжёт новый огонь – огонь Своего гнева. Он испепелит небо и землю, и начнётся Страшный Суд.

Tags: религиозные штудии
Subscribe

  • Судьба автора

    Как известно любому автору, книгу невозможно контролировать. Ты мог писать её в надежде передать ясное и недвусмысленное послание, что-то такое, что…

  • Минутка воспоминаний: Автор, который испугался

    Этот пост был опубликован 5 лет назад.

  • Вдогонку Льюису

     Цитата из «Английской литературы 16 века» Льюиса навела меня на некоторые мысли по поводу волшебства в историях. Льюис верно подметил,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Судьба автора

    Как известно любому автору, книгу невозможно контролировать. Ты мог писать её в надежде передать ясное и недвусмысленное послание, что-то такое, что…

  • Минутка воспоминаний: Автор, который испугался

    Этот пост был опубликован 5 лет назад.

  • Вдогонку Льюису

     Цитата из «Английской литературы 16 века» Льюиса навела меня на некоторые мысли по поводу волшебства в историях. Льюис верно подметил,…