Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

"Смотри, вот это новое", или Протокол о намерениях

Мудрый Экклесиаст сказал, что нет ничего нового, всё уже было когда-то. Но верно и обратное – если что-то кажется от века существовавшим, почти наверняка у него было начало, и это начало куда ближе к нынешнему моменту, чем кажется.

Весь европейский оккультизм, каким мы его знаем, сложился в течение «долгого 19 века» – эпохи, которую Хобсбаум определил с 1789 по 1914 год, то есть с французской революции до Первой мировой войны. Время империй, самое пафосное и наполненное мифами в западной истории.

Даже если кажется, что некая эзотерическая или магическая фишка идёт из глубокой древности или, наоборот, появилась совсем недавно – её почти всегда можно проследить до первоисточника где-то в этом периоде. Тогда появились спиритизм, теософия, церемониальная магия, легенды о магической Атлантиде и европейской «религии ведьм». Тогда возникло «Новое мышление», положившее начало «закону притяжения». В «долгом 19 веке» были придуманы концепции астрального плана и астральных путешествий. Благодаря Месмеру Европа открыла для себя гипноз и начала изучать его эффекты. В те же времена оккультизм позаимствовал понятия жизненной энергии, тонких материй и вибраций.

Да и неоязычество со своим националистическим (а порой и откровенно нацистским) уклоном идёт оттуда же – первый всплеск языческих движений в Европе приходится как раз на 19 век, и даже мифология «славяно-арийства» в принципе зародилась в то же время.

Конечно, всё это не с потолка взялось и не зародилось само собой от сырости. Корни оккультизма тянутся в прошлое, во времена Возрождения, в средние века и позднюю античность. Но 19 век преобразил все эти идеи до неузнаваемости и сделал такими, какими мы их знаем сейчас.


Слово «намерение» у всех на слуху благодаря Кастанеде. Именно с его руки оно пошло в широкие массы.

Одни считают, что он сам его придумал и был первым, кто указал на важность намерения в магии. Другие – что намерение тысячелетиями было основой магической традиции шаманов-толтеков. Третьи – что это само собой разумеющееся правило магии как таковой.

Однако, судя по тому, что мне удалось узнать, ошибаются они все. Есть основания полагать, что источник и термина, и его применения не в двадцатом веке, не в глубине тысячелетий и даже не в Латинской Америке.

Традиционная народная магия придаёт намерениям не слишком много значения. Гораздо важнее правильное исполнение ритуала. Силу он получает, как говорят католики, ex opere operato (из самого совершённого действия). Если один колдун считается сильнее другого, то только потому, что у него более «тяжёлые» заклинания, или ему служат более влиятельные духи.

Зато намерение (кавана) – одно из важных понятий иудаизма. Хотя иудейская религия требует в первую очередь строгого соблюдения Закона, раввины пришли к заключению, что простое исполнение заповедей ничего не стоит, если не сопровождается соответствующим направлением мыслей и воли.

Ещё в 11 веке рабби Бахья бен Йозеф ибн Пакуда писал, что все обязанности еврея по отношению к Всевышнему делятся на три группы.

Первые полностью состоят в правильном намерении. Это любовь к Богу и ближнему, смирение, уважение, милосердие и тому подобные добродетели.

Вторые требуют только правильных дел. Это соблюдение субботы, милостыня и другие предписанные действия, которые не теряют ценности, даже если ты их выполняешь рассеянно, думая о другом.

Третьи же – соединение действий и намерения. Это прежде всего молитва, изучение Торы и разнообразные ритуалы. Для них внешнее и внутреннее должны находиться в гармонии, иначе толку не будет.

Так вот, во время долгого 19 века, с ростом популярности лурианской каббалы, кавана перекочевала из иудейской религии в еврейскую магию. В сборниках рецептов того времени появились рекомендации вроде такого: «окопайте растение золотым или серебряным инструментом, не касаясь его железом, и оставьте в земле на ночь в покое и намерении, наутро же приходите забрать его».

Намерение стало чем-то вроде посредника. В заклинании участвуют «маткомпоненты» – травы, благовония, амулеты. Силу им придают божественные и ангельские имена, которые необходимо произносить вслух. Но намерение – непреклонное удержание ума на поставленной цели – соединяет материю и имена в единое целое, создавая тем самым заклинание.

Как видим, еврейское намерение куда практичнее, чем то, как его понимают многие в наше время. Это не простое хотение, а осознанное внимание к своим действиям и понимание, что и зачем ты делаешь – правильное представление, которое и лежит в основе любой успешной магии.


В «практической каббале» – магии, полностью основанной на заклинаниях и именах силы – у слова «намерения» (каванот) появился ещё один интересный смысл.

Произнося заклинание, практик должен в то же время держать в уме последовательность тайных имён Всевышнего, построенных из букв по правилам каббалы. Это и есть намерения, и они придают настоящую силу сказанным вслух словам*.

* Кстати, к вопросу об авторах, которые не всё придумывают сами, а заимствуют то, что работает. В цикле «Второй Апокалипсис» Скотта Бэккера каббалистическую практику каванот изрядно напоминает магия Гнозиса, самая могущественная в сеттинге. Маг-гностик должен одновременно произносить две формулы – одну вслух, другую про себя – чтобы два смысла, пересекаясь, уточняли друг друга.

Благодаря такому секрету магия Гнозиса не только сильна, но и не поддаётся «промышленному шпионажу». Подслушать можно только явную часть заклинания, тайную же – благодаря особой подготовке магов этой школы – невозможно выведать даже под пыткой.

Я испытал истинное удовольствие, когда понял, откуда могло прийти вдохновение для этой идеи.


Tags: метафизика, религиозные штудии
Subscribe

  • Теория заговора. Русского народного

    В наше время фольклористы продолжают странствовать по русским деревням, собирая остатки народных традиций. В том числе, разумеется, магических. Сами…

  • О переводах и переводчиках

    Ну вот и всё. Спустя много лет издательство «Азбука» решило закончить то, что не закончило «Эксмо», и снова издаёт…

  • Герой на массе

    Когда Энтони Старр получил предложение попробоваться на роль Хоумлендера в «Пацанах», он сильно сомневался, что потянет эту роль.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Теория заговора. Русского народного

    В наше время фольклористы продолжают странствовать по русским деревням, собирая остатки народных традиций. В том числе, разумеется, магических. Сами…

  • О переводах и переводчиках

    Ну вот и всё. Спустя много лет издательство «Азбука» решило закончить то, что не закончило «Эксмо», и снова издаёт…

  • Герой на массе

    Когда Энтони Старр получил предложение попробоваться на роль Хоумлендера в «Пацанах», он сильно сомневался, что потянет эту роль.…