Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Миф о расколдованном мире

В августе 1917 года сотни магов, оккультистов и теософов со всей Европы собрались в Швейцарии. Там, в поместье Монте-Верита в Асконе, располагалась штаб-квартира Ордена Восточного Храма (Ordo Templi Orientis, OTO) – одной из самых влиятельных и известных эзотерических организаций того времени.

Основатель OTO Теодор Ройсс и тогдашний руководитель организации, знаменитый «Зверь 666» Алистер Кроули, призвали единомышленников на десятидневный семинар – или, если хотите, слёт – для обмена премудростями.

Три месяца спустя, в памятный каждому русскому день седьмого ноября, Макс Вебер выпустил в свет одну из самых знаменитых своих формулировок.

«Наше время» – писал он – «характеризуется рационализацией, интеллектуализацией и, прежде всего, расколдовыванием мира».

Слово Entzauberung, которое он употребил в оригинале, буквально значит «снятие чар», «освобождение от заклинания». С тех пор его повторяли на разные лады и на разных языках, а сама концепция многими считается очевидной и несомненной. В давние времена мир был полон волшебства – или по крайней мере веры в него – но эти времена миновали, и современность полностью лишена магии, к добру или к худу.

Здесь можно было бы усмотреть иронию – кабинетные учёные настолько оторваны от реальности, что не видят происходящего у них под самым носом.

Это был бы не первый и не последний пример. В 1971 году Кит Томас в труде с многозначительным названием «Религия и упадок магии» уверенно писал: «Астрология, ведьмовство, магическое целительство, гадания, древние пророчества, привидения и феи – всё это в наше время справедливо отвергает всякий мыслящий человек». Степень заблуждения, содержащуюся в этих словах, я предлагаю вам оценить самостоятельно*.

* С другой стороны, возможно, Томас попросту полагал, что мыслящим следует считать только того, кто всё это отвергает. Снобизма в его словах от этого меньше не становится, а вот наивного невежества, пожалуй, убавляется.

Но тут перед нами нечто другое.

Макс Вебер не только отлично знал о «шабаше» оккультистов – он часто бывал в Монте-Верита и поддерживал дружбу с тамошними обитателями, к тому же активно интересовался христианским мистицизмом.

Это не единичный случай, а скорее, пример общей закономерности. Практически любой идеолог, утверждавший, что современность полностью расколдована и свободна от магии, был по уши в свидетельствах прямо противоположного.

Социологические исследования показывают, что по меньшей мере три четверти жителей развитых стран Запада верят в ту или иную форму сверхъестественного – в божественные чудеса, психические способности, порчу и сглаз, чертей и фей. Последовательных атеистов-рационалистов настолько мало, что впору признать их гонимым религиозным меньшинством, заслуживающим защиты государства.

Тем не менее миф о мире, свободном от мифов и магии, на удивление живуч. Его повторяют раз за разом на протяжении уже по меньшей мере трёх столетий. Современность лишена волшебства – одни произносят это с торжеством, другие с горечью, но в самом факте не сомневаются даже сами маги.


Если мир расколдован, то примерно в какое время это произошло? Что послужило смертельным ударом в сердце чудесного? С какого момента следует отмерять начало «нашего времени», о котором говорил Вебер?

Разные авторы выдвигают разные версии:

– открытие электричества (середина 19 века);
– создание научного метода и научной картины мира (17 век);
– Реформация (16 век);
– изобретение книгопечатания (15 век);
– торжество христианства (4-5 век);
– осевое время (8 век до н.э. – 2 век н.э.);
– неолитическая революция, переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству;

Разброс достаточно большой, если не сказать мягче. Он невольно наводит на мысль, что никто из говорящих толком не знает, о чём говорит. Хороша же «современность», если она началась тысячи лет назад!

Потомки называют имена титанов, послуживших делу изгнания магии и демонов из мира. Галилей, Ньютон, Декарт, Вольтер, Дидро... Но если посмотреть, что сами эти титаны говорили и писали о себе – никто из них не задавался такой целью. Они боролись с определёнными разновидностями веры в сверхъестественное – но делали это ради других, которые считали более правильными.

И в самом деле, здесь работает та же закономерность, что и с прогрессом. Прогресс, как известно – перераспределение ограниченных ресурсов общества в одном избранном направлении. В результате это направление развивается намного быстрее, а во всех прочих начинается, соответственно, стагнация и упадок. Поэтому в любой «век прогресса» всегда находятся те, для кого это век всеобщей деградации и разрухи – у них просто другие приоритеты.

Вера в сверхъестественное никуда не уходит, она лишь меняет формы. Чем сильнее вера в Бога, тем меньше люди боятся духов и демонов. Когда слабеет вера в божественные чудеса, возвращаются черти и ведьмы.

Даже эзотерики способствуют «расколдовыванию мира», причём делают это сознательно и усердно. Дело в том, что практически любой эзотерик терпеть не может всех остальных. В лучшем случае он убеждён, что они заблуждаются, в худшем – считает их шарлатанами и негодяями.

Теософы обличали спиритов, а спириты – теософов. Экстрасенсы и другие «энергеты» презрительно фыркают на магов-ритуалистов, а те, в свою очередь – на них. Последователи Рерихов сурово осуждают тех, кто верит в колдовство и сам колдует. Православные предают анафеме любую магию, кроме церковных ритуалов. Просвещённые эзотерики вроде Генона смотрят свысока вообще на всех, кроме самих себя и пары-тройки таких же просвещённых эзотериков, которых соглашаются считать равными себе.

В результате у каждого из нас есть своя любимая разновидность веры в магию, которую мы насаждаем, проповедуем и аргументируем – а есть те разновидности, которые мы гневно клеймим и мечтаем однажды искоренить полностью.


Иными словами, миф о расколдованном мире – такой же упрощённый и потому ошибочный нарратив, как и многие другие. Его можно поставить рядом с мифом о победе науки над религией – в действительности, как мы теперь понимаем, развитие науки и секуляризация общества привели к подавлению одних форм религиозности, зато способствовали расцвету других. Место религии в обществе изменилось – но это не увольнение, а лишь перевод в другой отдел, и не факт, что с понижением.

Идеологи рационализма поддерживают этот нарратив, и их можно понять – они хотят видеть мир полностью расколдованным. Но вот в чём штука – то же самое, только с другими эмоциями, говорят и сами маги!

Вебер, как считают некоторые исследователи, не придумал меткое словечко Entzauberung – он почерпнул вдохновение, общаясь в Асконе с неоязычниками. Это они – язычники, оккультисты, эзотерики – твердили, что современность лишена магии и мифа, из неё ушло чудо, и с этим нужно что-то делать.

Почему отсутствие чуда проповедуют люди, погружённые в него?

У этого феномена есть причина, и она настолько интересна, что заслуживает отдельной беседы. Об этом пойдёт речь в следующий раз.

Tags: массовая культура, мировой порядок, психология
Subscribe

  • Судьба автора

    Как известно любому автору, книгу невозможно контролировать. Ты мог писать её в надежде передать ясное и недвусмысленное послание, что-то такое, что…

  • Минутка воспоминаний: Автор, который испугался

    Этот пост был опубликован 5 лет назад.

  • Вдогонку Льюису

     Цитата из «Английской литературы 16 века» Льюиса навела меня на некоторые мысли по поводу волшебства в историях. Льюис верно подметил,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments

  • Судьба автора

    Как известно любому автору, книгу невозможно контролировать. Ты мог писать её в надежде передать ясное и недвусмысленное послание, что-то такое, что…

  • Минутка воспоминаний: Автор, который испугался

    Этот пост был опубликован 5 лет назад.

  • Вдогонку Льюису

     Цитата из «Английской литературы 16 века» Льюиса навела меня на некоторые мысли по поводу волшебства в историях. Льюис верно подметил,…