Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

О вере и карантине

За последнее время мне столько раз приходилось в беседах с православными (и о православных) повторять одно и то же, что я решил всё это подытожить отдельным постом. Может, кому-то не очевидно. Может, кому-то поможет в собственном споре. Мало ли что.


Довод «ты что, маловер?» – старый софизм, применимый вообще к любым человеческим действиям, от которых ожидается результат.

Заболел – почему лечишься? Неужели не веришь, что Бог силён тебя исцелить и даже поднять из мёртвых?

Голоден – почему ищешь еду? Неужели не веришь, что Бог дарует тебе пропитание на каждый день? Даже в Евангелии так сказано.

На тебя напали – почему убегаешь? Неужели не веришь, что Бог может избавить тебя от грабителя или убийцы?

И даже если во всех этих случаях Бог тебе не помогает – почему ты сетуешь? Неужели не веришь, что Богу виднее, жить тебе или умереть?

Если вы подумали, что эта логика ведёт к жизни отшельника, который существует только молитвой, то ошиблись. Молитва этим доводом отсекается тоже. Если ты считаешь, будто твои просьбы могут повлиять на Всемогущего или сообщить Всеведущему что-то, чего Он не знал – ты не просто маловер, а ещё и богохульник.

Но мы живём не в детском саду, где Воспитатель заботится обо всех наших нуждах. Бог действует иначе. Он подаёт нам всё необходимое прежде всего как результат наших же собственных трудов, или через помощь других людей.

Протестантская этика, на которую у многих православных принято фыркать, как раз об этом. Молись, словно всё зависит только от Бога – трудись, словно всё зависит только от тебя. Если ты, не переставая уповать на Бога, сделал всё, что мог, и только после этого сложил руки – тогда и может совершиться чудо.

А верить, что Бог тебе поможет, в то же время активно лишая Его возможностей тебе помочь – по меньшей мере странно. Купи уже этот несчастный лотерейный билет!


Почему эта простая логика не срабатывает? Потому что, как это ни парадоксально, многие православные не верят в вирусы.

Вернее, не так. Православные точно знают, что существуют невидимые взгляду злые силы, которые насылают на людей болезни. Эти силы называются бесами, и единственное средство защиты от них – молитвы и церковные таинства.

Болезнь – всегда проблема духа, не тела. Пытаться защищаться от бесов, не ходя в храм – противоречие, оксюморон и величайшая глупость. А что атеисты в бесов не верят и называют их то вирусами, то ещё как-то – это их проблемы.

Нет, братия. Вирусы – не бесы, а вполне материальные то ли существа, то ли вещества. Слово «вирус» буквально обозначает «яд». Как всякая отрава, вирусы убивают, не разбирая духовных заслуг. Им всё равно, праведник ты или грешник, в храме подцепил заразу, в келье или в публичном доме. Случаев чудесного спасения от яда ненамного больше, чем спасения от пули или огня.

Если церковь на твоих глазах наполнили ядовитым газом – пойдёшь ли ты туда, уповая, что благодать богослужения способна нейтрализовать любой яд? То, что вероятность смерти от вируса невелика, не делает ситуацию качественно иной.


Другие говорят, что ходить в храм, рискуя заразиться – значит, проявлять твёрдость веры и готовность пожертвовать собой. Те, кто так делает – практически мученики.

Но цель карантина – не только не дать тебе заболеть самому, но и помешать тебе инфицировать других.

Православный, представь, что ты уже болен и знаешь, что болезнь твоя в высшей степени заразна. Пойдёшь ли ты в храм в такой ситуации? Будешь ли осознанно разносить инфекцию своим братьям и сёстрам, зная, что их смерть на твоей совести?

А между прочим в Библии есть рекомендации на такой случай. В необязательном для христиан Ветхом Завете, но всё равно это ведь слово Божье. Там сказано, что заразного больного нужно изолировать от общества, пока он не излечится или не умрёт. До тех пор он нечист – не может входить в храм, прикасаться к святыням и участвовать в таинствах.

Именно это сейчас и происходит. Ты не можешь знать, поселился в тебе уже вирус или нет – болезнь чаще всего проходит без симптомов. Значит, ты обязан предполагать, что заразен, и принимать соответствующие меры.


И последнее. Больше всего высказывались по поводу Пасхи. Нельзя лишать верующих светлого праздника! Те, кто запрещает нам идти на пасхальную службу – враги Бога! Не присутствовать в храме на Пасху – значит, лишиться доли в Воскресении Христа!

Православный, представь, что Пасха застала тебя посреди тайги. До ближайшего храма – сотни километров. До ближайшего компьютера с трансляцией богослужения – примерно столько же. Для красоты можешь представить, что ты отшельник-затворник и в принципе живёшь отдельно от всех людей.

И что, это как-то лишает тебя возможности участвовать в торжестве? Оставшись без храма и пения, ты остался без Бога? Как тогда жили христиане, пока у них не было храмов?

Церковь там, где люди собраны во имя Бога. Если рядом твои ближние – соберись с ними. Если ты один – соберись хотя бы с собой. Знаешь пасхальные песнопения – пой их. Не знаешь – молись сам, своими словами. Тут храм, тут и Пасха.

В конце концов, ты – полноправный член Церкви. Не потребитель ритуальных услуг, а соучастник любого богослужения и любого таинства. Если нет возможности соучаствовать в нём лично – ты можешь присутствовать и на расстоянии.

Даже невозможность причащаться – не препятствие. Благодать крещения и евхаристии не выветривается со временем. Её не нужно подновлять регулярным повторением ритуалов. Они нужны, только чтобы напоминать тебе, кто ты такой и зачем ты здесь. Если ты и так об этом помнишь – можно годами жить в затворе и ничего не потерять.


Остаются только две категории.

Есть те, кто считает, что вирус не существует или безвреден, а эпидемия – массовая паника или заговор тайных повелителей.

Есть принципиальные поклонники дедушки Нургла, уверенные, что болезни посылает нам Бог в испытание и даже в награду за праведность. Пошёл в чумной храм молиться – показал, что готов жертвовать собой ради веры. Заболел и умер от этого – Бог вознаградил тебя, приняв твою жертву. И окружающих беречь тоже нечего – верующие будут только рады пострадать за Бога, а неверующим туда и дорога.

Но и тем, и другим доводы уже не помогут.

Tags: религиозные штудии, энциклопедия заблуждений
Subscribe

  • Мотивы для инквизитора

    Тут уважаемый myrngwaur опубликовал великолепную рецензию на цикл Скотта Бэккера «Второй Апокалипсис». Если вы её ещё не…

  • Гримуары Индостана

    От русской магии вернёмся на Восток, в Индию. Но прежде чем говорить об индийской магии, придётся сказать несколько слов о самой Индии. Думаю, для…

  • Теория заговора. Русского народного

    В наше время фольклористы продолжают странствовать по русским деревням, собирая остатки народных традиций. В том числе, разумеется, магических. Сами…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 64 comments

  • Мотивы для инквизитора

    Тут уважаемый myrngwaur опубликовал великолепную рецензию на цикл Скотта Бэккера «Второй Апокалипсис». Если вы её ещё не…

  • Гримуары Индостана

    От русской магии вернёмся на Восток, в Индию. Но прежде чем говорить об индийской магии, придётся сказать несколько слов о самой Индии. Думаю, для…

  • Теория заговора. Русского народного

    В наше время фольклористы продолжают странствовать по русским деревням, собирая остатки народных традиций. В том числе, разумеется, магических. Сами…