Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Церковь и магия, часть 2

Каждый раз, когда слова «магия» и «христианство» упоминаются в одном предложении, кто-то из православных обязательно объяснит, почему христианские обряды ни в коем случае нельзя называть магическими.

Маг — скажет он — полагается на силу своих ритуалов и заклинаний. Или на собственную силу, если верит в нее. Он относится к магии, как к технологии — если все сделано правильно, результат получится автоматически. Маг считает, что даже духи и боги подчиняются законам, а потому тот, кто знает законы, может повелевать ими.

С другой стороны, в христианстве — продолжит он — нет ничего подобного. Христианин знает, что, хотя он произносит слова молитвы, а священник совершает обряд, но чудо (или таинство) совершает Бог, не повинуясь незыблемому закону, а исключительно по собственной воле. А потому христианин не приказывает, а смиренно просит — и всегда готов к тому, что его просьба может остаться без ответа, если ему не хватило веры, или помешали грехи, или просто Богу было неугодно.

Я не стану сейчас говорить, насколько правдиво такое мнение о магах. Но хочу рассмотреть в деталях, насколько справедливо то, что сторонник этого мнения говорит о собственной вере.


Путь в церковь для каждого начинается с крещения. Но доводилось ли вам хотя бы раз слышать, что крещение может быть недействительным? Конечно — если священник произнес заведомо неправильную формулу, а не ту, которой требует обряд.

Но если все сделано по канонам — крещение состоялось. Ни грехи, ни вера участников не играют никакой роли. Даже если родители ни разу не были в храме, а младенца принесли крестить, «чтобы не болел» — церковь неодобрительно относится к такой практике, но признает крещение действительным.

А ведь по учению той самой церкви, крещение — не просто формальный обряд. Это таинство, в котором человек обретает новое, духовное рождение, омывается от грехов и становится частью Тела Христова. Его, как и другие таинства, совершает не человек, а Бог. И это-то таинство происходит автоматически, по одному тому, что соблюдены все формальные условия ритуала.

И то же самое относится и к другим таинствам — миропомазанию, венчанию, рукоположению. Венчанный брак можно расторгнуть. Священника можно запретить в служении или извергнуть из сана. Но и то, и другое нельзя просто отменить, признать «яко не бывшее», если обряд был совершен правильно и без канонических нарушений. Правильный обряд — обязательный результат.

Но пока священник не запрещен в служении — его грехи никак не сказываются на действенности его таинств. Таинства совершает Бог, а недостойный иерей — лишь инструмент Его воли. Таково официальное учение церкви, изложенное и утвержденное соборами.

А после этого православный упрекает магов в том, что действенность магии не зависит от праведности и святости мага, не требует духовной чистоты и самосовершенствования. И это несмотря на то, что его же собственная церковь говорит то же самое о собственных священниках и таинствах.

После крещения второе важнейшее таинство церкви — причастие, евхаристия. И, конечно же, любой православный скажет, что причаститься можно не только в благодать, но и в суд и осуждение, если ты недостоин. Эта опасность грозит не только мирянам, но и самому священнику, служащему литургию.

Но и здесь действенность таинства зависит лишь от правильности обряда. Если все сделано и сказано без ошибок, хлеб и вино обязательно превратятся в Тело и Кровь Христову — и именно это станет причиной осуждения причащающегося грешника.

Итак, может ли священник повелевать Богом при помощи ритуалов? Христианин скажет, что, конечно же, нет. Таинства совершает Бог, а он, в отличие от капризных и слабых языческих богов, постоянен и неизменен. Его воля не подвластна никаким колебаниям. Если он пообещал, что правильно исполненное таинство будет действенным, то никогда этого обещания не нарушит.

Поэтому священнослужитель не «смиренно просит», будучи готовым получить отказ, а дерзновенно возглашает, будучи уверенным, что именно эти слова и именно эти действия вызовут отклик в духовном мире — таков был завет Бога с людьми.

Тем удивительнее, что этот могущественный, постоянный и неизменный Бог мгновенно становится капризным и переменчивым, как только речь заходит о молитвенных просьбах мирян. Если ты молишься о чуде, то помни, что чудо совершает Бог, а потому не жди автоматического исполнения твоей просьбы. Если ему будет угодно, он исполнит. Не будет угодно — не исполнит. Мирянин действительно оказывается в роли униженного просителя там, где иерей — уполномоченный представитель.

Нетрудно понять, зачем нужен такой двойной взгляд на Бога. Он нужен для того, чтобы церковь могла, с одной стороны, убеждать всех в необходимости своих обрядов, а с другой — снимать с себя всю ответственность за их результаты.

Грехи священника не мешают ему передавать людям благодать, потому что таинство совершает Бог. Но грехи мирянина мешают ему получать ответ на свою молитву, потому что чудо совершает Бог, а он не слушает грешников.


Итак, в православной обрядности есть все то, в чем православный упрекает магов. Ритуалы действуют «сами по себе». Они не зависят от праведности или неправедности исполнителя. Если же ты разочарован, не получив ожидаемого, то вина целиком только на тебе. Священник передал тебе чудесную силу благодати, но ты оказался не в состоянии ее принять или сохранить.

Кажется, что единственное различие — что маг все же видит причину своей силы в знании законов невидимого мира, а христианин — в непреложности воли Божьей. Но если решение Бога непреложно и неизменно, оно и есть закон. И рассчитывать на него можно так же смело и уверенно, как и на все прочие законы, сколько их есть в природе.

Однако, глядя извне, нельзя не заметить, что объяснение православных уступает объяснению магов. Его недостаток уже хотя бы в том, что объяснение магов одинаково подходит и их собственным обрядам, и ритуалам христианства, и всем прочим. Христиане же вынуждены постоянно отвечать себе и другим на вопрос: отчего совершенно одинаковые чудеса происходят и в «истинном» христианстве, и в «еретических» церквях, и в «ложном» язычестве? Не может же Бог с равной готовностью отвечать на призывы людей разной веры?

И вместо того, чтобы признать единство магии, по законам которой совершаются любые чудеса, христиане каждый раз обращаются к нелепым выдумкам, основанным на игре слов. Хотя наши разведчики и их шпионы делают одно и то же, и цели, и методы у них одинаковы, но ни за что на свете нельзя говорить, что это просто разные названия для одной профессии — уважительное и оскорбительное.

Есть, правда и еще один выход. К нему прибегли радикальные протестанты. Они вовсе отказались от любой магии. Отвергли учение о благодати. Провозгласили любые обряды просто формальными процедурами, а во главу угла поставили веру, то есть согласие с тезисами своего учения.

Но, хотя я и антиклерикал, мне совершенно не кажется, что к идеалу «христианства без магии» стоит стремиться. Понимают это и сами протестанты — не случайно у них все время возникают собственные, уже не традиционные, варианты магии, вроде пятидесятничества. Человек не может жить в пустом мире без чудотворной силы, как бы она ни называлась.
Tags: метафизика, религиозные штудии
Subscribe

  • Сила отрицания

    Давно замечено, что способности супергероев – даже там, где авторы постарались сделать их «реалистичными» –…

  • Командир сказал «суслик», и никаких хорьков!

    Ещё в статье о минимальной магической теории я писал, что, если говорить о практике, то магия – это то, что люди считают магией. Практически…

  • Тайное искусство

    Будешь себя плохо вести – в следующий раз снова родишься в мире без магии! Предыдущая статья вызвала предсказуемый всплеск рассуждений о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Сила отрицания

    Давно замечено, что способности супергероев – даже там, где авторы постарались сделать их «реалистичными» –…

  • Командир сказал «суслик», и никаких хорьков!

    Ещё в статье о минимальной магической теории я писал, что, если говорить о практике, то магия – это то, что люди считают магией. Практически…

  • Тайное искусство

    Будешь себя плохо вести – в следующий раз снова родишься в мире без магии! Предыдущая статья вызвала предсказуемый всплеск рассуждений о…