Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Волшебное ремесло: договор, сделка, клятва

Любите ли вы сказки Киплинга, как люблю их я?

Среди них есть одна, посвящённая не просто магии, а конкретной её разновидности – реальной, древней, хорошо знакомой каждому исследователю. Это «Кошка, которая гуляла сама по себе».

Вспомните, о чём там говорится. Женщина трижды творит Колдовство и поёт Волшебную песню. Каждый раз из Дикого Леса приходит дикая тварь – Пёс, Конь, Корова – и заключает с Женщиной договор. Тварь обещает вечно служить Женщине и её Мужчине в обмен на пищу и заботу. Кошка каждый раз наблюдает со стороны и делает выводы.

Наконец, Кошка решает, что пришло время взять дело в собственные лапы. Хитростью она выманивает у Женщины сделку на своих условиях – если Женщина трижды похвалит Кошку, то Кошка получает право без всяких обязательств жить в человеческом доме, греться у огня и пить молоко. Шкура, служащая пещере дверью, огонь очага и горшки с молоком становятся свидетелями и хранителями этой сделки.

Разумеется, Кошка добивается своего, оказав Женщине три услуги – она утешает младенца, убаюкивает его мурлыканьем и ловит мышь, которой боится Женщина. Но вернувшиеся с охоты Мужчина и Пёс переворачивают всё с ног на голову, заключив с Кошкой дополнительные соглашения. Если Кошка будет неласкова с ребёнком и не станет ловить мышей, то Мужчина будет швырять в неё сапогами и поленьями, а Пёс – преследовать и загонять на деревья.

И это, мой милый, весьма важная сказка.


Большинство теорий, объясняющих, как действует магия, строятся по одной схеме. Есть маг – активный субъект, обладающий магической силой. Есть мир – пассивный объект, на который магическая сила действует. Мир может сопротивляться воздействию, но в конечном счёте всё зависит от силы, умения и упорства.

В результате обычно получается фэнтези, где магия гораздо могущественнее, чем есть на самом деле. Или хотя бы в теории может стать гораздо могущественнее – пусть в мире остались лишь крохи маны, но опытный маг может собрать достаточно, чтобы свернуть горы.

Но в народной традиции всё наполнено духом, всё обладает магией. Нет влияния магии на лишённый собственной силы мир. Есть влияние магии на другую магию – ту, которая прямо сейчас определяет положение вещей.

У цели есть собственный дух, и он обычно не слабее духа самого колдуна. А ведь есть и великая магия самого мира – назовите её волей Бога, или замыслом Космического Сознания, или игрой Хаоса – которая бесконечно сильнее любого человеческого искусства.

В результате маг не столько повелевает, сколько общается. Его слово – не команда, которая непременно будет исполнена, а предложение, которое обретёт власть, если будет принято.

Наверное, поэтому в народной магии – и историях о ней – так распространены темы договора, сделки и клятвы.


Шаманы – прирождённые индивидуалисты. Даже белые шаманы Монголии – большие спецы по части договоров и кооперации – всё равно не особо любят командную работу. Ну а чёрные шаманы и подавно выезжают на непреклонном, не ведающем сомнений чувстве собственной безусловной правоты. Чёрный шаман, который сомневается, долго не проживёт.

Так что общий язык шаманы находят с каждым духом по отдельности. Потому и остерегаются иметь дело с богами и другими могучими обитателями Той Стороны – взаимовыгодная сделка, по их убеждению, возможна только между примерно равными. Бог тебе если и поможет, то на своих условиях.

Пророки, напротив, предпочитают сразу заключить соглашение с самым сильным богом, склонным договариваться. И заключить его не просто от себя, а от всего своего народа, на веки веков. По условиям такого завета люди навсегда обретают обязанности перед богом, но и бог, в свою очередь, даёт слово не оставлять их своим покровительством.

Бог Израиля всякий раз выходил на контакт и напоминал о себе по собственному желанию – что Аврааму, что Моисею. А вот царь-пророк Нума Помпилий договорился с Отцом Богов по просьбе жителей Рима. Кодекс, на котором они сошлись, на века определил обязанности людей и небожителей друг перед другом.

Индийские брахманы и японские жрецы синто никаких договоров не заключали. Вместо этого они подманивали богов подношениями и прославлениями – так сказать, исполняли обязанности авансом. Когда бог насытился, успокоился и размяк, он уже без раздумий исполнит всё, о чём его просят.

Можно договариваться и с теми, кто пониже – волшебными существами, обитающими в промежуточных, ничейных местах: эльфами, троллями, джиннами, чертями... Но это опаснее. Бог может и простить, если ты по собственной воле выходишь из сделки, особенно если не ты её заключал – ты у него не один такой, и не так уж много он от тебя получает – а вот «эти» следят куда строже. Попробуешь их обмануть – потеряешь всё, что они тебе по договору дали, да ещё останешься должен.

А вот сами они не обманывают никогда. Даже такие злобные сущности, как дьявол, в преданиях всегда по-своему честны. Они могут творчески трактовать условия, выбирать вторые и третьи смыслы слов, использовать любую возможность, чтобы навредить, но не в силах нарушить договор открыто.

Клятва или обет – по сути, тот же самый договор, слово, которое связывает произнесшего. Сила, которую ты призвал в свидетели, будет помогать тебе, пока ты исполняешь обещанное, но она же и покарает, если отступишь.


Самый большой секрет здесь, пожалуй, в том, что договор – не одна из разновидностей магии. Это один из способов описания любой магии вообще. Какое угодно колдовство можно представить в виде сделки между магом и кем-то ещё. Маг предоставляет свою силу в распоряжение другой стороны, чтобы эта сторона сделала то, что угодно магу.

Гипноз в определённом смысле та же сделка. Пациент подчинится воле гипнотизёра, только если сам не против. Одни гипнотизёры добиваются этого осознанным сотрудничеством, другие стараются подловить «жертву» так, чтобы та сама не поняла, на что подписывается. В любом случае пациент предоставляет свою волю и разум в распоряжение гипнотизёра, чтобы тот произвёл необходимые изменения.

Даже если тебе кажется, что твоя магия связывает только твою цель – это иллюзия. Ты заключил сделку и должен выполнить свою часть.

В магии, как и в обычной жизни, хочешь получить желаемое – придётся чем-то жертвовать, что-то отдавать. Наверное, отсюда популярное заблуждение «нужно сделать себе плохо, чтобы в другом стало хорошо» и его брат-близнец «со мной произошло столько плохого, что мироздание теперь мне должно».

Однако оно так не работает. Правильнее вспомнить тут о дискуссиях по поводу молитвы.

Помните те споры между христианскими богословами? Всемогущий и всеблагой Бог и так знает, что для тебя хорошо и что тебе нужно. Разве твоя молитва может как-то на Него повлиять?

Почти все варианты ответа на этот вопрос сходятся в одном: молитва влияет не на Бога, а на ситуацию. Там, где ты не обращался к Богу за помощью, Ему было правильно не вмешиваться. Там, где ты обратился – вполне может быть правильно вмешаться. Твои усилия, твоё направление воли – вот то, что создаёт эту разницу.

Метафора договора улавливает именно эту особенность. Ты берёшь на себя обязательства. Ты клянёшься сотрудничать с силой в этом деле. Своими усилиями ты меняешь положение вещей так, что теперь силе выгодно (приятно, интересно) поступить по-твоему, а не по-прежнему.

Это один из тех случаев, когда Бог и дьявол ведут себя одинаково – они помогут тебе в обмен на душу. Продажа души не имеет отношения к загробной жизни – это клятва служить верой и правдой ещё в этом мире. Посмертие – лишь следствие: ты отправляешься к тому, кому уже и так принадлежишь.

Tags: метафизика, мифология, практика
Subscribe

Posts from This Journal “практика” Tag

  • Волшебное ремесло: грамматика ритуала

    В статье «Введение в ритуальную силу» я описал простейшую структуру любого магического ритуала. Но структура – ещё не всё. Её…

  • Минутка воспоминаний: отпусти и забудь

    Этот пост был опубликован 4 года назад.

  • Введение в ритуальную силу

    У меня уже много лет есть цель – создать минимальную инструментальную теорию магии. Что это значит? Минимальной я называю теорию, из которой…

  • Вера, неверие и чудо

    – ...И потом, уж не вам быть неверующим. Вам бы следовало стоять за то, что глупцы зовут суевериями. Ну же, разве вы не согласны, что есть…

  • О добрых феях

    – Это я – великий, МОГУЧИЙ, добрый волшебник Ээх! м/ф «Ух ты, говорящая рыба!» Недавно мне в очередной раз встретилось в…

  • Я знаю имя твоё

    Учёному нужна точность. Когда один учёный говорит, второй должен понимать его так же, как он сам понимает себя. Для этого у любой науки есть…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments