Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Повесть о двух чудотворцах

– Если чушь, то будь добр, объясни мне, где были твои боги, когда мы уничтожали их храмы? Где они были все эти века?

Он угодил в самое больное место, повторил те самые вопросы, которые мучили и Гордия, а возразить было нечего.

– Вот я сейчас нажму на эту кнопку, – сказал Гордий с угрозой, – и ты узнаешь, почему молчали боги!

– Кнопка не аргумент в таком серьёзном споре.

Олег Лукьянов, «Покушение на планету»


Я часто повторяю, что православие магически ориентировано. На первый взгляд понятно, что я имею в виду: среди православных невероятно популярны ритуалы и артефакты, привлекающие божественную благодать или отпугивающие нечистую силу.

Однако, например, среди евреев такие ритуалы и талисманы тоже весьма популярны. В Израиле даже существует (с конца девяностых годов) закон, запрещающий раздавать благословения и защитные амулеты в качестве предвыборной агитации. Были прецеденты. В России такое представить сложно.

В иудейской литературе хватает и рассказов о «битвах магов», когда праведные раввины мерились чудотворной силой между собой и с чудотворцами-чужаками.

И всё же существует один нюанс, отличающий православный магизм от еврейского. Лучше всего его могут проиллюстрировать две притчи с похожим сюжетом.

Первая притча взята из Талмуда. Её действие происходит во втором веке нашей эры.


Когда ни один довод рабби Элиэзера не смог убедить остальных, он воскликнул: «Если галаха согласна с моими словами, пусть рожковое дерево подтвердит это!». После его слов рожковое дерево выскочило из земли и перебралось на отдалённое место. Но прочие раввины объяснили, что дерево – не доказательство в спорах о законе.

Рабби Элиэзер воскликнул тогда: «Если галаха согласна с моими словами, пусть ручей подтвердит это!». После его слов ручей потёк в другую сторону. Но раввины возразили, что и ручей тоже не является авторитетом в спорах о законе.

В отчаянии рабби Элиэзер вскричал: «Если галаха согласна с моими словами, пусть Небо подтвердит это!». И с небес раздался голос: «Почему вы спорите с рабби Элиэзером, ведь галаха согласна со всеми его словами каждый раз, как он высказывает своё мнение?». Рабби Иосия ответил на это: «Она (т.е. Тора) не на небе»*.

После этого раввины решили прекратить общение с рабби Элиэзером.

[*]
* «Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека;

она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошёл бы для нас на небо и принёс бы её нам, и дал бы нам услышать её, и мы исполнили бы её?»

и не за морем она, чтобы можно было говорить: «кто сходил бы для нас за море и принёс бы её нам, и дал бы нам услышать её, и мы исполнили бы её?»

но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его.

Второзаконие 30 глава.


Герой второй притчи – несравненный посрамитель тибетских колдунов и вдохновитель греческих псевдонимов преподобный Паисий Святогорец.


Один раз к старцу Паисию приехал очень образованный и учёный человек. Он изучил много наук, но не верил в Бога.

Он сказал старцу Паисию:

— Мне трудно поверить в то, что Бог есть. Я так много всего знаю и могу объяснить, почему и как всё происходит. И я не могу принять то, что ты говоришь о Христе.

Старец внимательно выслушал его и сказал:

— А ведь ты глупее ящерицы.

Учёный сильно обиделся и стал возражать. Но старец сказал:

— Ты глупее ящерицы, я это тебе докажу.

Рядом с домом старца жила одна его знакомая ящерица, и он её позвал.

Она подбежала к старцу. Отец Паисий спросил её, есть ли Бог? Тогда она поднялась, села на задние лапки и кивнула головой.

Тут учёный растерялся и заплакал.

А старец сказал ему:

— Теперь видишь, что ты глупее ящерицы? Она знает, что есть Бог. Ты человек, а не хочешь понять, что Бог существует.

Ученый ушёл от старца растроганный и потрясённый.


Притча из Талмуда стала основой известного анекдота про спор четырёх раввинов. Но если раввины из анекдота демонстрировали стереотипное начётничество, то здесь логика куда более глубокая.

Истина существует. Она одна для всех. Она явлена людям. Но никто из смертных не имеет права утверждать, будто постиг её полностью или хотя бы лучше всех прочих. Приблизиться к пониманию можно лишь коллективно – обсуждая, аргументируя, толкуя непонятные места и сталкивая одно мнение с другим, чтобы лучшее себя показало.

Вопреки распространённому мнению, далеко не по каждому вопросу в Талмуде есть однозначно ортодоксальная догма. Часто там просто приведены высказывания нескольких авторитетных раввинов, которые так и не смогли между собой договориться.

То, что ты можешь творить чудеса и знамения, показывает лишь твою силу и праведность. Свою правоту будь любезен доказать словами через рот, как это водится среди людей.

Не можешь – тогда, уж извини, мы останемся при своём мнении. Голословное заявление неубедительно, кто бы ни говорил – раввин, дерево, ручей или голос с неба.

Пытаться разрешить спор зрелищным чудом, не имеющим отношения к теме – всё равно что ударить оппонента по лицу. Поступив так, ты выражаешь презрение и показываешь, что дальнейший спор бессмыслен. Драка никогда не выявляет правого – только сильного.

Потому рабби Элиэзеру, который совершил эту ошибку несколько раз подряд, и объявили бойкот. Тот, кто так поступает, недостоин обсуждать серьёзные вопросы.


У православных, как мы знаем, были и пламенные проповедники, и мыслители-философы, и искусные риторы. И сам Иисус, и Павел – единственный апостол с богословским образованием – нередко приводили оппонентов в замешательство метко подобранным доводом «от Писаний».

Но тем не менее понятие богословской дискуссии, где люди совместными усилиями пытаются докопаться до истины, в православии практически отсутствует. Если речь идёт о важных вещах – для православного, как для драконов Скайрима, спор есть битва. Либо ты прогнёшь оппонента, заставив его признать твою правду, либо сам прогнёшься под него и отречёшься от своих заблуждений.

Для такого спора мастерство слова и умение общаться ничем не поможет. Нужны другие методы.

В житиях и трудах святых, в легендах и притчах мы находим прикладной, прагматический подход. Истинно то, за чем стоит Бог. Прав тот, кто может явить силу.

Завершить спор ударом по лицу – вполне приемлемо. Именно так поступил епископ Мир Ликийских Николай с еретиком Арием на первом Вселенском Соборе, и эта оплеуха одобрительно упоминается всякий раз, когда церковь вспоминает о ком-то из них.

Можно воспользоваться и топором. Так в «Повести временных лет» княжеский посланник наглядно показал, что его оппонент-волхв не настолько хорошо предвидит будущее, как старается уверить других.

Но лучше всё-таки пойти иным путём. Если один спорщик пытается аргументировать, а второй вместо ответа заставляет камни свидетельствовать о своей правоте – какой ещё нужен довод? У одного только слова, у другого – настоящее могущество, которое может исходить только с Неба.

Бывает, что оба оппонента обладают такой силой. Но Бог ведь не может противостоять Сам Себе. Значит, тот, кто проиграл, творил ложные чудеса силой бесов. Подлинная благодать – у победителя.

В наше время эта вера переродилась в тот самый феномен, о котором я уже не раз писал: сила Божья является в способности прекращать любые другие чудеса и отменять действие каких угодно прочих сил.

Это я и называю специфическим православным магизмом. Не просто вера в чудесные слова и предметы, а признание (чудотворной) силы как единственного и самоочевидного критерия истины. Бог сильнее всех, значит, тот, кто сильнее всех – от Бога.


Притча о ящерице – характерный рассказ для внутреннего употребления. И автор, и персонажи, и целевая аудитория – все разделяют «драконий» взгляд на богословские споры.

Представьте, что произошло бы, если бы на месте учёного оказался рабби Иосия. Или рабби Элиэзер.

Думаю, результат вам понравится.

Tags: религиозные штудии
Subscribe

Posts from This Journal “религиозные штудии” Tag

  • Японские размышлизмы: шикигами

    Для начала – необходимое предупреждение. Не нужно путать шикигами с ши нигами (божествами смерти, душеводителями умерших). Тем более не…

  • Японские размышлизмы: оммёдо

    Оммёдо (оно же онмёдо, оно же онйодо, оно же иньмёдо – да, вот так всё сложно с японским языком) – одна из самых ярких и узнаваемых…

  • (без темы)

    У меня есть вопрос, уважаемые читатели. Кому-нибудь из вас встречались изданные в последние двадцать-тридцать лет на русском или английском языке…

  • Внезапно озарило

    Иногда так бывает, что ни с того ни с сего внезапно осознаёшь ответ на какой-нибудь не слишком значительный вопрос, на который до сих пор ответить не…

  • Потомки приматов и народное православие

    У Адама и Евы было три сына. Один – жестокий грешник Каин. Второй – праведный Авель. А третьего звали Атей. Он тоже был грешником – до такой…

  • Война богов и демонов

    ...И, следуя за своим великим предводителем, расширяющаяся многонациональная армия Карфагена шла, словно весь мир в одной процессии: слоны,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 81 comments