Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Вода Волшебной страны

В сказке Волкова «Волшебник Изумрудного города» есть персонаж, избегающий воды. Это, конечно, Бастинда, злая колдунья, повелевавшая Фиолетовой страной. Триста лет она не умывалась, не чистила зубов, пальцем не прикасалась к воде – и у неё была на то веская причина. Хватило всего одного ведра, чтобы Бастинда растворилась, словно сахар в стакане.

Волков почти дословно переписал этот эпизод из оригинала, повести Баума «Волшебник страны Оз». Там растворяется Злая Ведьма Запада.

Это все знают. Но вот интересный момент, на который мало кто обращает внимание. В команде Элли есть два существа, живущих и действующих благодаря магии – и они оба точно так же, как и Бастинда, боятся воды!

Обоснована эта водобоязнь, правда, совсем не волшебными причинами. Железный Дровосек от воды ржавеет и не может двигаться. Когда Элли его нашла, он был в силах хотя бы говорить, и потому смог позвать на помощь и объяснить, что требуется. Позже, попав в наводнение, он полностью становится неподвижной металлической статуей.

У Страшилы вода смывает глаза, рот и даже уши – они у него тоже нарисованы – и он превращается в безжизненное чучело. Двигаться, что характерно, он при этом тоже перестаёт, хотя должен был бы оставаться живым, хотя и слепоглухонемым.

Однако даже в средневековье уже существовали водостойкие краски, и они были известны и крестьянам – масляную краску изобрели раньше, чем гуашь или акварель. Какой прок рисовать пугалу лицо, которое не переживёт первого же дождика? Ну а железо – не натрий, чтобы мгновенно реагировать с водой. Чтобы заржаветь, ему необходимо время – часы, а то и дни. Железный Дровосек застывает практически сразу же, как намокнет.

В оригинале, у Баума, Дровосек был и вовсе жестяным (Tin Man), то есть из железа, покрытого тонким слоем олова. Но железо ведь и лудят, чтобы сделать его устойчивым к ржавчине...

То есть здесь, судя по всему, работает иная сила, выходящая за пределы обычной, повседневной физики. Это часть законов волшебства.

Напрашивается конспирологическая версия. Вода в Волшебной стране – стихия, которая поглощает, растворяет и уничтожает магию*. Пережить столкновение с ней могут только очень качественно сделанные волшебные вещи – например, Золотая Шапка, которая веками удерживала в повиновении Летучих Обезьян, или серебряные башмачки, сила которых описана весьма туманно, но явно велика.
[*]
* Вероятно, это отдалённое наследие существующего в самых разных культурах верования, что потусторонние создания не могут пересечь текущую воду. Она каким-то образом не пускает их.


Страшилу и Дровосека одушевляет слабенькая, любительская магия, работающая на фоновом волшебстве самой страны (Дровосека создал «по частям» деревенский кузнец на основе живого Жевуна, Страшила вообще получился случайно). Она, конечно же, не так устойчива, и её приходится каждый раз после контакта с водой укреплять ритуальными действиями – смазыванием железных суставов и подновлением нарисованного лица.

Бастинда – самая слабая из четырёх правительниц-фей. Виллина, Гингема и, вероятно, Стелла владеют заклинаниями и могут творить могущественные чары, но Бастинда – нет. Её единственная личная способность – далеко видеть. Все остальные её волшебства происходят из добытых где-то артефактов, и тех у неё было всего два – что интересно, оба призывали животных-слуг. Но при этом она всё равно не человек, а волшебное существо, плоть от плоти магической силы. Потому вода и смертельна для неё.

В последующих книгах Волков пошёл своим путём, и там магия подчиняется другим законам. Но тут – вот так.


«И ведь всё сходится!» (С) Дж.К. Роулинг.

Tags: массовая культура
Subscribe

Posts from This Journal “массовая культура” Tag

  • Троп возрождённый

    Есть художественные приёмы, намертво привязанные к своей эпохе. Там они уместны и создают погружение, стоит выйти за пределы – и они начинают…

  • Размышлизмы о словах

    Так уж получилось, что в последнее время я много думаю о значениях слов. На полноценную статью ни один из этих размышлизмов, пожалуй, не тянет, но…

  • Улыбка зверя

    – Ты ранен, дружище? – выдавил Таурус, ошеломлённый захватывающей дух сменой событий. – Нет, клянусь Кромом, нет, –…

  • Игра в классики

    Пока мы в комментариях к прошлому посту обсуждали Ильина и его политические симпатии, я внезапно сформулировал для себя одну мысль. Чем дальше…

  • Семь верст до небес

    Сегодня мы будем искать древнюю мудрость там, где её никогда не было, но всё равно найдём. А если не найдём, то хотя бы посмеёмся. Потому что начнём…

  • Религиозное умолчание

    Итак, вы решили написать фэнтези. Вас не привлекает конструирование вымышленных миров, поэтому действие будет происходить в нашем мире, возможно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

Posts from This Journal “массовая культура” Tag

  • Троп возрождённый

    Есть художественные приёмы, намертво привязанные к своей эпохе. Там они уместны и создают погружение, стоит выйти за пределы – и они начинают…

  • Размышлизмы о словах

    Так уж получилось, что в последнее время я много думаю о значениях слов. На полноценную статью ни один из этих размышлизмов, пожалуй, не тянет, но…

  • Улыбка зверя

    – Ты ранен, дружище? – выдавил Таурус, ошеломлённый захватывающей дух сменой событий. – Нет, клянусь Кромом, нет, –…

  • Игра в классики

    Пока мы в комментариях к прошлому посту обсуждали Ильина и его политические симпатии, я внезапно сформулировал для себя одну мысль. Чем дальше…

  • Семь верст до небес

    Сегодня мы будем искать древнюю мудрость там, где её никогда не было, но всё равно найдём. А если не найдём, то хотя бы посмеёмся. Потому что начнём…

  • Религиозное умолчание

    Итак, вы решили написать фэнтези. Вас не привлекает конструирование вымышленных миров, поэтому действие будет происходить в нашем мире, возможно…