Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Источник магии, часть 2

Итак, примерно до середины девятнадцатого века у практикующих магов существовало, грубо говоря, две основные теории, как работает магия и откуда берётся её сила. Одна, древняя и широко распространённая, гласила, что магия – искусство убеждать духов что-то для тебя делать. Другая, более современная и менее популярная, провозглашала, что магия – искусство использовать потоки животворящей энергии космоса, которые отслеживают астрологи.

В средние века термины goetia и magia служили как раз обозначениями двух этих школ. То же разделение встречается в научных кругах и сейчас, например, в труде Д.П. Уокера «Спиритуальная и демоническая магия от Фичино до Кампанеллы». Уокер понимает слова «спиритуальная» и «демоническая» именно в ренессансном их значении. Спиритус – наш старый знакомый астральный свет, а демоном называется любое бесплотное существо, не являющееся ни призраком, ни богом.

Невозможно понять более старые работы по магической философии, не держа в уме этого различия. То ли магия – естественный процесс, и она работает с потоками энергии, которые уже и так поддерживают мир, то ли это нечто сверхъестественное, и для неё необходимо уговорить или заставить нечеловеческие разумные силы работать на тебя. В зависимости от источника, вы можете встретить любой из этих вариантов или оба вместе.

В первой половине 19 века обе теории широко использовались в западном мире.

Конечно, большинство громко настаивало, что магия не работает, что астрология – не более чем давно разоблачённое суеверие. Что же до демонов, ангелов и так далее, то что бы ни говорила о них Библия – а она, конечно, уделяет этой теме порядочно внимания – они не имеют ни малейшего отношения к жизни прогрессивной, современной, развитой Европы и Америки. Однако факт остаётся фактом: магия, астрология и традиционные пути сношений с ангелами и демонами существовали по всей прогрессивной, современной, развитой Европе и Америке в те годы.

Магия подобна сексу – то, что о ней принято говорить в обществе, не обязательно хоть сколько-нибудь похоже на то, что люди в действительности делают.

Главное последствие того, что магия утрачивает респектабельность – люди перестают интересоваться, почему она работает. Ренессанс стал великой эпохой для оккультной философии, поскольку уважение мыслителей к астрологии и астральной магии побуждало людей задумываться об их теории. Как так получается, что если сажать овощи в первой четверти Луны, когда она находится в «водяном» или «земляном» знаке, в правильном аспекте с Венерой, когда их влияние свободно от помех со стороны вредоносных планет – через три или четыре месяца ты получишь великолепный урожай?

Начало 19 века было для оккультизма безжизненной пустыней, потому что большинство интеллектуалов не говорило на эти темы. Люди просто продолжали отслеживать фазы Луны и получать отличные урожаи.

В таком положении магия и оставалась, пока не появился один из самых значительных деятелей оккультной традиции. Звали его Альфонс Луи Констан, но большинство знает его под псевдонимом Элифас Леви.

Леви, как мы его будем здесь называть, был примечательной разносторонней личностью, но для нас сейчас важно, что он произвёл революцию в оккультной философии своей первой и самой важной книгой на эту тему – «Учение и ритуал высшей магии».

Этой книгой Леви показал, что возможно взять философию астральной магии и заставить её работать в коперниканской вселенной. Что ещё важнее, он сделал это при помощи преобразования, отчасти похожего на то, что проделал Эйнштейн с физикой через полвека.

В прежней теории потоки творческой силы текли лишь в одном направлении – от престола Бога, через звёзды и планетные сферы, через царство Луны – и управляли всем сущим, словно ниточки марионеток. В теории Леви астральный свет – незримый континуум, соединяющий всё сущее – передаёт влияния от всего ко всему, от Земли до планет и звёзд и обратно. И это, по мнению Леви, и есть основа всей магии.

Одно следствие такой смены парадигмы заслуживает особого внимания. Я уже отмечал, что все теории магии, бытовавшие до начала современной эпохи, сходились в том, что у человека нет собственной магической силы. Если ты хочешь быть магом, придётся учиться направлять и фокусировать силу звёзд или добиваться помощи от духов (или власти над ними). Но для Леви человек был способен творить магию сам по себе. Астральный свет, универсальный посредник магии, подчинялся силе человеческой воли, направленной воображением, без надобности в каких-либо других силах.

Для Леви магия работала так. Практикующий маг – исключительная личность, сумевшая развить качества воли и воображения выше нормы и потому способная создавать формы и потоки в астральном свете, чтобы творить чудеса. Леви почти не говорил о богах и духах, кроме как о символах, при помощи которых можно направлять воображение. Больше всего его занимало развитие человеческого существа.

В этой ориентации на индивидуума Леви был человеком своего времени. Он родился в 1810 году, за три года до того, как Артур Шопенгауэр выпустил свой первый философский труд, и умер в 1875, через три года после выхода первой книги Фридриха Ницше. Оба эти мыслителя уделяли внимание тому же, что и Леви. Они отличались от своих предшественников и большинства современников тем, что отвергали абстрактные теории космоса, а вместо этого превозносили человеческий опыт и человеческое состояние, со всеми его парадоксами и противоречиями. Оба они пришли к выводу, что уникальный, сам себя созидающий человеческий индивидуум и есть единственно важный ответ на сложность мироздания – так же думал и Леви.

Кроме всего прочего, он взял популярный троп из оккультной традиции и преобразил его радикальным образом. С древнейших времён частью оккультизма были истории о мастерах тайных искусств, титанах духа, сумевших преодолеть границы человеческой природы и обрести божественную силу. Пифагор и Аполлоний Тианский, тайные адепты алхимии Возрождения и Неведомые Высшие масонства 18 века. Революционность Леви заключалась в том, что он взялся показать своим читателям, как они могут сами достичь подобного величия.

Больше столетия с момента первого издания «Учения и ритуала высшей магии» оккультизм был посвящён именно этому: как стать титаном. По всему западному миру люди, разочарованные культурным мэйнстримом своего времени, стремились в оккультные адепты. По закону спроса и предложения, как грибы после дождя, появились школы, обещавшие необходимое обучение.

Многие из них были непримечательными – они уже давно забыты. Другие оказались эпическими провалами, и о них тоже стоит в своё время упомянуть. Но всё же немало из них сумели собрать воедино свою систему оккультных практик, обосновать всё это тем или иным вариантом теории Леви и произвести на свет компетентных оккультистов, астрологов, практикующих магов и так далее.

Конечно, в последние десятилетия на слуху практически только одна из таких школ. Это Герметический Орден Золотой Зари. Он был основан в 1887 году, развалился в щепки из-за бессмысленной политической возни между 1900 и 1902, но в промежутке создал самую влиятельную систему практической магии в современном мире.

Можно многое сказать об этой системе, о её сильных и слабых сторонах и о том, почему её приверженцы часто становятся успешными магами, но при этом зарабатывают множество личных и психических проблем. Но нас сейчас будет волновать мнение Золотой Зари об источнике волшебной силы, поскольку оно – вместе с мнением Леви – сделалось стандартом для магических теорий западного мира в двадцатом веке.

В основе подхода Золотой Зари – возвращение к чему-то вроде астрологической магии, но с одним важным различием. Маги прежних веков полагали, что различные царства вселенной разделены в пространстве – мир стихий ниже лунной сферы, астральный мир выше Луны, но ниже звёзд, небеса за звёздами. Золотая Заря переосмыслила их как планы бытия, модусы существования, присутствующие в любой точке пространства и времени.

Каббалистический жаргон Ордена говорит о божественном мире Ацилут, мире архангелов Брия, ангельском царстве Йецира и материальном мире Ассия. Обычные люди могут видеть только последний из них, но все четыре существуют повсюду.

В результате последователям Золотой Зари нет необходимости направлять взоры в царство за пределами звёзд, или ждать, пока планеты придут в нужное расположение. Вместо этого они устанавливают связь с более высокими планами бытия, используя изысканные церемонии и набор более или менее сложных психофизических техник. Они не пользуются волей и воображением, чтобы непосредственно изменять мир – как астральные маги древности, они используют творческую силу, воплощающую в реальность саму вселенную, но делают это способом, которому не мешает коперниканская система, и который не зависит от обращения светил.

Обратите внимание и на то, что модель Золотой Зари признаёт за магом куда более важную роль, чем астральная магия. Адепт Золотой Зари не ждёт, пока снизойдут нужные влияния. Он проламывает стены небес, чтобы призвать силы, необходимые для его задачи.

Итак, с течением времени, практикующие маги западного мира получили сразу две последовательные теории, откуда берётся магическая сила. Предельно упрощая, можно сказать, что маги англоязычного мира пользовались вариантами системы Золотой Зари, в то время как их континентальные собратья предпочитали варианты системы Леви. Было немало исключений из этого правила, и многие так или иначе комбинировали оба подхода.

Но приближался ещё и третий, благодаря невероятному интеллектуальному катаклизму, запущенному на заре двадцатого столетия венским врачом по имени Зигмунд Фрейд.

Глубинная психология так перелопатила за сто лет коллективное воображение Запада и стала столь неотъемлемой частью нашего представления о себе, что сейчас нам уже трудно осознать, насколько революционной она была на самом деле. В 1900 году большинство психологов считало, что «бессознательное мышление» – оксюморон. Сама идея, что мысли и восприятие человека могут незаметно искажаться из-за влияния давней эмоциональной травмы, привела в беспокойство мир, который до этого много столетий считал и мышление, и восприятие по определению простым, ясным и рациональным процессом.

Фрейд и первое поколение его последователей взломали запертые подземелья бессознательного, и их открытия сумели перевернуть многие тысячелетние истины – а в процессе дали магам ещё один способ осмысливать своё искусство.

В центре глубинной психологии лежало открытие, что глубокие слои ума мыслят символами и символическими связями, а не логическими категориями и соотношениями. Хотя сам Фрейд старался сделать свои теории цитаделью против оккультных идей, многие из его учеников – и ещё больше людей, читавших его книги – не разделяли этого снобизма. Если бессознательный ум мыслит символами, а изрядная часть магических практик использует символы и символические действия, не может ли это значить, что магия – попросту хорошо развитый и достаточно сложный способ взаимодействия с бессознательным?

Многие ведущие светила оккультизма 20 столетия были обученными психоаналитиками. Вайолет Ферт, больше известная под псевдонимом Дион Форчун, практиковала по Фрейду. Израэль Регардье – по Райху. И был ещё самый успешный из всех – человек, сумевший стать одним из наиболее влиятельных оккультных мыслителей века и при этом убедить практически всех, что он на самом деле, честно-честно, не более чем практикующий психоаналитик. Я говорю, конечно, о Карле Юнге.

Сложись обстоятельства чуть иначе, и без всякой смены взглядов и подхода Вайолет Ферт и Израэль Регардье могли бы основать «фертианскую» школу психоанализа – модернистскую, но уважаемую среди пост-фрейдистов, а Карл Юнг и Герман Гессе вошли бы в историю как основатели и лидеры знаменитого оккультного сообщества Ordo Peregrini Orientem*.

* Орден паломников к Востоку.

В результате к 1950 году в западном мире существовало три теории магии. Теория Леви: астральный свет, тонкий континуум, соединяющий всё сущее и подчиняющийся воле и воображению. Теория Золотой Зари: высшие планы бытия, откуда при помощи магических техник можно призывать потоки силы. Психологическая теория: бессознательные силы психики, на которые можно влиять при помощи символов и символических действий.

Вы видите, что не так сложно изложить любую из них в терминах любой другой. Можно переопределить астральный свет как один из высших планов или как бессознательное, объявить высшие планы модальностями астрала или бессознательного, назвать бессознательное функцией астрального света или одним из высших уровней мироздания.

Эта интеллектуальная неразборчивость характерна для оккультных кругов всего столетия. Дион Форчун, к примеру, использовала в своей теории и астральный свет, и понятия глубинной психологии, и она была не одна такая – многие заходили куда дальше. В шестидесятых-семидесятых считалось очевидным, что все три теории – разные способы говорить об одном и том же. Находились те – и маги, и нет – кто начал присматриваться и к другой возможности: что если и все остальные способы говорить об источнике магии могут оказаться описаниями того же самого?

К сожалению, когда начинаются подобные упражнения ума, почти всегда торжествует редукционизм. Самая ограниченная из моделей становится вариантом по умолчанию, если же какая-то другая позволяет то, что выходит за её пределы – такие возможности либо игнорируют, либо отвергают и высмеивают.

Примерно так случилось и здесь. Психология, как самая ограниченная модель магической практики, превратилась для многих в «то, что есть на самом деле», и они с презрением отвергли идею, будто магия властна над чем-то за пределами человеческого черепа. А ведь даже психологи, ближе всех сталкивавшиеся с оккультизмом, Юнг первый из них, не жалели сил, пытаясь объяснить, что пределы черепа – ещё не пределы разума.

Как бы там ни было, все эти движения к единой теории магии постигла общая судьба, когда семидесятые перешли в восьмидесятые, «Дао физики» уступило пьедестал выходкам Рэнди, и магия потеряла даже те немногие ошмётки респектабельности, которые накопила за предыдущие десятилетия.

Как я уже замечал раньше, магические теории процветают, когда интеллектуалы готовы рассуждать на такие темы, и скукоживаются обратно, когда мода меняется. Интеллектуалы подвержены моде, хотя обычно утверждают обратное, и в такие времена направляют своё внимание на что-нибудь ещё.

Так случилось в восьмидесятые, и только в наше время начались подвижки. Всё это время магию продолжали широко практиковать, но ей не хватало воображения и интеллектуальной глубины. К тому же она страдала – по крайней мере здесь, в США – от своего рода исторической близорукости.

Почти все в американской оккультной субкультуре действовали так, словно бы вся магия ограничивалась тем, что создано в Англии между основанием Ордена Золотой Зари и публикацией «Значения ведьмовства» Джеральда Гарднера. Они не интересовались ничем, кроме Золотой Зари, Алистера Кроули, Дион Форчун с учениками и первых поколений британской Викки.

К счастью, сейчас тенденция меняется. Где-то в процессе три представления об источнике магической силы уступили место огромному множеству других. Астрологическая магия Ренессанса и гоэтия гримуаров по-прежнему в ходу. Вместе с ними живут и действуют системы и практики, основанные на неевропейских культурах, где были свои представления о природе магической силы. В оккультных кругах встречаются приверженцы худу, котодамы, цигуна, разнообразных тантр левой и правой руки, и все они могут кое-что предложить нашему пониманию.

Что ещё важнее, маятник коллективного воображения качнулся обратно от догматического материализма, так что вполне возможно, скоро в широких кругах снова начнутся обсуждения, как и почему работает магия. Если такое произойдёт, я подозреваю, что эти обсуждения поведут нас по новым, но важным путям.

Tags: метафизика, перевод
Subscribe

Posts from This Journal “перевод” Tag

  • Источник магии, часть 1

    Сегодня жертвой моего перевода станет статья Джона Майкла Грира The Sources of Magical Power. Хотя практически все факты, упомянутые автором, были…

  • Парапсихология без пара и психологии

    Сегодня жертвой моего перевода будет статья Питера Дж. Кинга Parapsychology Without The ‘Para’(Or The ‘Psychology’). Она…

  • Мысленная вселенная

    Сегодня жертвой моего перевода станет статья Ричарда Конна Генри The Mental Universe. Да, та самая, на которую я уже давал ссылку в прошлом посте. Я…

  • Маляр против феминизма

    Сегодня будет необычный пост. Жертвой моего перевода станет цикл выступлений с Ютуб-канала Blue Collar Logic, направленный против феминизма.…

  • Как смешать магию и науку?

    Сегодня у меня снова перевод – совсем коротенькая заметка So You Want to Mix Science and Magic? Никаких сверхъестественных откровений, ничего…

  • Тяжелая поступь переводчика

    Вы будете смеяться, но я снова о Льюисе и его «Космической трилогии». Критики часто говорят, что все творчество Льюиса посвящено…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

Posts from This Journal “перевод” Tag

  • Источник магии, часть 1

    Сегодня жертвой моего перевода станет статья Джона Майкла Грира The Sources of Magical Power. Хотя практически все факты, упомянутые автором, были…

  • Парапсихология без пара и психологии

    Сегодня жертвой моего перевода будет статья Питера Дж. Кинга Parapsychology Without The ‘Para’(Or The ‘Psychology’). Она…

  • Мысленная вселенная

    Сегодня жертвой моего перевода станет статья Ричарда Конна Генри The Mental Universe. Да, та самая, на которую я уже давал ссылку в прошлом посте. Я…

  • Маляр против феминизма

    Сегодня будет необычный пост. Жертвой моего перевода станет цикл выступлений с Ютуб-канала Blue Collar Logic, направленный против феминизма.…

  • Как смешать магию и науку?

    Сегодня у меня снова перевод – совсем коротенькая заметка So You Want to Mix Science and Magic? Никаких сверхъестественных откровений, ничего…

  • Тяжелая поступь переводчика

    Вы будете смеяться, но я снова о Льюисе и его «Космической трилогии». Критики часто говорят, что все творчество Льюиса посвящено…