Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

На совет нечестивых

Сегодня мы начнём со сказки. А после неё начнётся чистая правда.

Жили-были в одной деревне два брата: старший был богатый, младший – бедный.

Вот пошёл как-то младший брат на заработки. Шёл, шёл и забрёл в дремучий лес. Кругом одни деревья, а уж солнце заходит. Надо где-то ночевать.

Заметил он вдали свет, пошёл туда. Смотрит – костёр горит, на костре котёл кипит, а вокруг костра черти сидят. Испугался он, спрятался и стал слушать.

Старший чёрт говорит:

– Ну, рассказывайте, как вы по земле ходили, как людям вредили?

Отвечает один чёрт:

– Был я в соседнем царстве, посмотрел на их стада, да весь скот в камни обратил. Люди теперь плачут и знать не знают, что нужно взять ветку от синего дуба, каждый камень этой веткой ударить, и он снова оживёт.

Другой чёрт говорит:

– Это не беда, а полбеды! Вот я настоящую беду устроил: отправился в соседнее царство, нашёл там источник воды да иссушил его. Теперь люди без воды пропадают и знать не знают, что нужно взять корень синего дуба, воткнуть его в землю, и источник снова забьёт.

Третий чёрт смеётся:

– Ничего вы в бедах не понимаете! В соседнем царстве у царя дочка есть. Такая она красивая и добрая, что всё царство её любит. Побывал я в царских палатах да навёл на неё хворь. Лежит она теперь, не встаёт, и через три дня на тот свет отправится. Все о ней плачут и знать не знают, что стоит дать ей попить воды из ручья, что течёт из-под корней синего дуба, как она снова здоровой станет.

До самого утра черти пировали и веселились, а наутро разлетелись кто куда. А младший брат отыскал в лесу синий дуб, срезал ветку, отрезал корень да набрал воды, и пошёл в соседнее царство.

Смотрит: широкие луга перед ним, а на них никакого скота нет – одни белые камни. Взял он ветку синего дуба, ударил один камень – тот тут же овцой стал. По другому ударил – тот стал коровой. Так и расколдовал всех.

Люди сбежались, благодарят его, а он им в ответ:

– Не нужно мне ваших наград, лучше покажите дорогу туда, где народ без воды страдает.

Показали ему дорогу. Пришёл он туда, видит – сады иссохли, люди еле ходят.

Взял он корень синего дуба, подошёл туда, где был источник, воткнул корень в землю, и вода снова потекла.

Благодарят его люди, а он им в ответ:

– Покажите-ка мне дорогу к царским палатам, где прекрасная царевна лежит больная.

Пришёл он к царю и говорит:

– Ваше царское величество! Я берусь вашу дочь вылечить.

– Лечи, – отвечает царь. – Коли сможешь её спасти – отдам её тебе в жёны и полцарства дам в придачу. А коли не сможешь – лютой смерти предам!

Вошёл младший брат в светлицу и видит: лежит перед ним девушка красоты невиданной, взгляд невозможно отвести. Лежит бледная, еле дышит, вот-вот совсем умрёт.

Дал он ей попить воды из лесного ручья, и тут же она вскочила, живая и здоровая, ещё краше сделалась.

Обрадовался царь. Сыграли свадьбу, женился младший брат на прекрасной царевне, а в придачу получил полцарства.

Узнал об этом старший брат, пришёл к младшему и спрашивает:

– Как у тебя всё это получилось?

Не стал младший ничего таить, рассказал брату всё как есть. Позавидовал ему старший и думает: «Пойду и я в лес, подслушаю чертей, авось и себе царство добуду!».

Отправился он в лес, до ночи бродил, а ночью увидел огонь. Пошёл на огонь и видит: черти у костра сидят. Притаился он и стал слушать.

Говорит старший чёрт:

– Ну, рассказывайте, как вы по земле ходили, как людям вредили?

Заговорили черти все наперебой:

– Ой, плохо! Кто-то и стада расколдовал, и воду вернул, и царскую дочь вылечил. Не иначе подслушивает кто-то наши разговоры. Надо его найти!

Стали черти шарить вокруг костра, нашли старшего брата и съели его с костями. А младший со своей женой, прекрасной царевной, жил долго и счастливо.


Волшебные сказки, как учит Пропп, на разные лады рассказывают одну и ту же историю: путешествие в иной мир, встреча с силой и возвращение к людям.

В одних вариациях этого сюжета видны отголоски обрядов посвящения. В других – представления о загробном мире. Ну а эта история – наверное, одна из самых «колдовских». Её герой узнаёт на Той Стороне о волшебных средствах, помогающих отвратить беду в мире людей.

Как и все сказки, эта существует по всему миру в десятках разновидностей. В одной, например, главному герою без вины отрубают руки, а из разговора чертей он узнаёт, как их можно отрастить обратно.

Вместо чертей могут оказаться ведьмы, тролли, какие-нибудь другие демоны или мертвецы. Один из самых экзотических вариантов – царь слушает разговор ножек волшебного трона, на котором он должен провести ночь. Каждую ночь одна из ножек улетает посмотреть, что происходит в стране, а вернувшись, рассказывает остальным, что видела.

Но и здесь слушающему грозит опасность, если он вовремя не остановится. Первые три ночи царь узнаёт то, что идёт ему на пользу. Но на четвёртую ножки трона решают, что узнали о нём слишком много плохого, и он не заслуживает быть царём, а заслуживает только того, чтобы унести его прочь и утопить в море.

У всех вариантов есть одна общая черта: герой – не шаман, не колдун, вообще не человек, связанный с Той Стороной своей природой или умениями. Он остаётся в живых только потому, что его не замечают. Но тем не менее сила и знания, которые он выносит из своего путешествия, служат ему верой и правдой.


А вот какой вид эта же история приняла в «Саге об Олафе Трюгвасоне», написанной около 1200 года монахом по имени Оддр Сноррасон.

Однажды король Олаф Трюгвасон со своими людьми плыл на корабле в Галлогаланд. На ночь они пристали к острову, и король сказал:

– Это проклятое место, здесь живут тролли. Что бы ни случилось, не сходите на берег до рассвета!

Двое людей короля не послушались его. Проснувшись ночью, они отправились бродить по острову и нашли пещеру. Внутри горел огонь, а вокруг огня сидели тролли и разговаривали.

Старший тролль сказал:

– Король Олаф Трюгвасон идёт сюда. Если он узнает, что мы здесь, он изгонит нас силой христианского Бога!

– Это плохие новости, – ответил один тролль. – Я уже встречался с ним раньше. Король и его люди охотились в моих землях и поднимали шум. Невидимкой я смешался с ними и устроил так, что один из них сломал руку. На другой день я снова ходил среди них и устроил так, что другой охотник сломал ногу. На третий день я решил навредить самому королю, но едва я схватил его, как он сам увидел и схватил меня. Его прикосновение так меня обожгло, что я насилу вырвался, провалился сквозь землю и подземными путями пришёл сюда.

– И со мной было так же, – сказал другой тролль. – Я принял облик прекрасной девы и пришёл на королевский пир, чтобы отравить короля. Я поднёс ему рог с вином, но он, едва взяв рог, ударил меня им по голове, так что чуть не убил. Я провалился сквозь землю и подземными путями пришёл сюда.

– Со мной вышло ещё хуже, – сказал третий тролль. – Я в облике прекрасной девы вошёл в комнату, где на кроватях спали король и епископ. Король сказал мне: «Эй, красавица, подойди и почеши мне ногу!». Я так и сделал, и на ноге у него появился нарыв. Когда же король заснул, я наклонился над ним, чтобы убить, но епископ, подкравшись сзади, ударил меня книгой, так что переломал кости. Я провалился сквозь землю и подземными путями пришёл сюда. А епископ вырезал королю нарыв, и он снова стал здоров.

Услышав всё это, люди короля поспешно вернулись на корабль.

Наутро они рассказали обо всём королю и епископу, и те подтвердили, что всё так и было. Но король Олаф сказал, чтобы его люди больше так не делали – это слишком опасно.

Все вместе они сошли на остров, освятили его и изгнали оттуда всех чудовищ, а затем король продолжил свой путь.

Самое здесь примечательное – то, как именно Оддр Сноррасон «христианизировал» старую сказку.

Люди короля подслушивают разговор троллей, но это не приносит им никакой пользы – мудрый и праведный король и благочестивый епископ уже и так одолели все демонские козни при помощи благодати, полученной от Бога. Да и троллей они изгоняют буквально походя, это занимает в саге всего пару строчек.

Поневоле напрашивается сравнение с современным «православным фэнтези», причём даже не с Зервасом, а скорее с Вознесенской. Определённо, христианизация не идёт сказочным сюжетам на пользу.


Первая часть этого сюжета может существовать и в качестве отдельной истории. Тогда человек, непричастный к тайным знаниям, случайно попадает на торжество нечисти, но ему удаётся уйти оттуда, не получив никакой пользы, но не потерпев и вреда.

Это, конечно, самый поздний вариант. В народных сказках он редок, навскидку я могу вспомнить только сказку про мужика, попавшего на ведьминский шабаш.

Зато его любят писатели. «Гусар» Пушкина (по мотивам той самой сказки про мужика и шабаш). «Сампо-Лопарёнок» Топелиуса. В каком-то смысле сюда можно отнести и «Праздник» Лавкрафта, и «В бездне» Уэллса.

Ту же историю рассказывает и советский мультфильм «Гномы и горный король» – без единого слова, зато под неповторимую музыку Эдварда Грига.


Ещё интереснее, что похожий мотив неожиданно появляется на другой стороне планеты – в Японии. Там нет ведьм, танцующих на шабашах, и троллей, беседующих у костра. Там всё иначе.

Августовской ночью, когда на небе падают звёзды, вся нечисть собирается на большой сход. Тот, кто рискнёт выйти в это время из дома, увидит Хякки Яко – Шествие Демонов.

Торжественным маршем немыслимые твари идут по улицам. Стоит им повстречать человека – его ждёт смерть. Но если они тебя не заметят и не почуют, ты сможешь рассмотреть всё от начала до конца.

Шествие Демонов – такой же популярный образ в Японии, как Дикая Охота в Европе. Его изображали на картинах и гравюрах, описывали в рассказах и даже снимали о нём аниме.

Tags: массовая культура, мифология
Subscribe

Posts from This Journal “массовая культура” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

Posts from This Journal “массовая культура” Tag