Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Рациональная магия: что да как

Когда исследователю нечего делать – он классифицирует.

Исследователь магии – классифицирует магию.

Иногда из этого получается что-то очень странное. У Токарева, например, симильная, контагиозная и инициатическая магия (определённая по принципу действия, то есть по технике) соседствовала с апотропеической и катартической (определённой по цели). Как будто эта техника никак не может быть использована для достижения этой цели.

Оккультное сообщество Орден Иллюминатов Танатэроса делит магические техники на пять групп. Прорицание (divination) – магия с целью открыть сокрытое, узнать информацию. Заклинание (conjuration) – с целью что-то изменить в мире, явить свою власть над ним. Призыв (invocation) – обращение к высшим силам с просьбой явиться магу и явить свою волю. Вызов (evocation) – обращение к силам не столь высоким с приказом явиться перед магом и исполнить его волю. Наконец, озарение (illumination) – магия, чтобы стать совершеннее и постигнуть свой путь.

Тут сразу же возникает вопрос: а зачем ты вызываешь духов или обращаешься к богам, если не затем, чтобы что-то узнать, что-то изменить или самому измениться? И если ты можешь заклинать духов, то не следует ли считать это частным случаем заклинания как такового, а не отдельной техникой?

У меня сегодня тоже настроение заняться классификацией.


Можно, например, классифицировать по целям. Мы не берём здесь цели чисто религиозные (например, сопровождение души в посмертии). Ограничимся прикладной магией, результаты которой должны проявиться ещё в этой жизни.

Здоровье. В традиционных сборниках заклинаний самая частая цель. Множество заговоров от самых разных болезней, и у людей, и у скота (для крестьянина тема, пожалуй, ещё более важная).

Отношения. Тут два варианта: завоевать симпатию того, кто тебе нужен, и вселить ужас в сердца тех, кто тебе не нужен. Кстати, «симпатия» – не одни только привороты. Не менее часто пытаются околдовать начальство и прочих «больших людей».

Удача. Привлечь благоприятные события и обстоятельства и уберечься от неблагоприятных. Тут тоже много разных заговоров, потому что много разных дел, в которых человеку нужна удача – в дороге, в торговле, для охотника, для рыбака, для солдата...

Защита. Это уже ограждение не от несчастных случайностей, а от злой воли. Магия должна наслать неудачу на того, кто против тебя что-то замышляет, расстроить его планы и обратить его зло против него же самого. Однако сюда же можно отнести и «чёрную магию», направленную прямо против тех, кто тебе не угодил.

Богатство. Магия, предназначенная привлечь к человеку всё, чем он жаждет обладать – урожай, скот, деньги. Чем ближе к нашим временам, тем больше богатство ассоциируется именно с деньгами, хотя если стремиться к предельной точности, то богатство – это капитал, то есть то, что при правильном подходе и верном ему служении растёт как бы само.

Откровение и сокрытие. Первое – магия, чтобы то, что пока ещё невидимо, каким-то образом проявилось. Это не только гадания, но и, например, заклинания на поиск потерянного и украденного. Второе, соответственно – чтобы видимое скрылось.

Спрятать можно много всего. По народным верованиям, могущественная магия защищает клады – не зная ключика, ни за что не найдёшь, сколько ни копай. Отвод глаз тоже относится к этой сфере – как сделать так, чтобы твой враг ходил кругами по лесу или даже по селу, ничего не узнавая и не понимая, куда ему идти дальше?


По базовой технике магия делится на внешнюю (ритуальную) и внутреннюю (ведовскую или шаманскую).

Внутренняя магия начинается с того, что маг призывает силу в собственное тело и сознание, сливается с ней и действует, как одно целое. Своего рода контролируемая одержимость.

Внешняя магия – с организации рабочего пространства, где и будет происходить встреча и взаимодействие мага с силой. Пространство задаёт условия и правила этого взаимодействия. В реальности оно обычно имеет вид храма, святилища, святого угла, ритуального круга. Ну а массовом искусстве весьма популярен ещё и договор, заключённый человеком с потусторонней сущностью.

Исторически внутренняя магия возникла первой. Шаманы и ведьмы практиковали её ещё с каменного века. Если есть предрасположенность, освоить её можно относительно легко. Но вот соблюдать технику безопасности намного сложнее, а нарушения повлекут за собой множество удивительных последствий. Скажем, контролируемая одержимость может очень легко перестать быть контролируемой. Не зря в шаманы в старину обычно шли те, у кого не было другого выбора.

Развитое шаманство у некоторых народов пришло к собственной форме рабочего пространства. Шаман проводил много времени, запоминая имена, облик и повадки богов и духов, изучая географию невидимого мира и сценарий типичного «путешествия». Камлание превращалось после этого в театрализованный ритуал: внешняя сторона – для зрителей, внутренняя – для самого шамана.

В результате рождались специфические религии вроде японского синто или тибетского бона.

У внешней магии тоже есть свои правила безопасности. Одно из них – требование всегда чётко обозначать начало и конец работы. Особенно конец. Иначе призванная сила может остаться с тобой, но вот рамками ритуала уже связана не будет.

Отсюда проистекают, например, некоторые неприятные последствия расстановок по Хеллингеру. По своей структуре расстановка – самый настоящий магический ритуал, только призывают там не богов или демонов, а людей. В результате между её участниками могут возникать патологические эмоциональные связи, продолжающиеся несколько дней или даже недель после окончания расстановки.


Можно классифицировать магию и по набору базовых образов и смыслов, а заодно – по методу их включения в работу.

Один из двух самых распространённых – симпатический. Он берёт образы из окружающего мира. А лучшим символом всякой вещи является сама эта вещь – или её подобие, или часть, или хотя бы имя и изображение.

В приворотном заклинании жертву спутывают нитками, сушат и жгут. Для верности всё это не только проговаривается словами, но и разыгрывается в простеньком ритуале.

В народных заговорах действуют заря и ветер, огонь и река, камни и деревья, солнце и месяц – словом, всё, что пришло в голову и легло в строку.

«Энергуйство» – та же самая симпатическая магия. Когда «энергет» пронзает врага ледяным клинком или испепеляет огненным потоком, он делает то же, что колдун, протыкающий куклу иглой или бросающий её в пламя. Просто его подобие строится в воображении, а не наяву – но для магии это даже удобнее.

Сюда же относится и астральная магия. Она пользуется образами планет, созвездий и стихий. В ритуале нужно использовать формы, символы, цвета и металлы, которые ассоциируются с нужными тебе планетами, знаками и стихиями, чтобы привлечь их влияние.


Второй, не менее популярный – религиозно-мифологический. Всё, что может сделать маг, уже сделано богами и предками на заре времён. Нужно лишь воззвать к ним, чтобы это случилось сейчас.

Обычно мифы существуют отдельно. Их рассказывают, передают, учат наизусть. В самом заклинании достаточно лишь краткого напоминания-хисториолы, чтобы все участники вспомнили, о чём идёт речь.

Хотя такие заклинания существовали буквально у всех народов и во всех культурах – и у высокоразвитых римлян и египтян, и у австралийских охотников-собирателей – самый яркий и интересный пример попался мне не в реальном мире, а в серии игр Dark Souls.

Религия этого мира стоит на историях о деяниях богов. Сказители – по сути, жрецы, напоминающие людям о великом прошлом. Тот, кто достаточно глубоко проникся историей, направил на неё всю свою веру, может повторить описанное в ней божественное чудо.

Поэтому новые чудеса можно изучить, если найдёшь книгу – и это не руководство, не учебник, не источник тайных знаний, а сборник легенд и преданий.

Дарю идею неоязычникам – как насчёт аналогичной магической школы, основанной на русских волшебных сказках? Кощей, Яга, Змей, Царевна – вполне годные мифологические персонажи с весьма подробно разработанными силами и способностями. У них даже есть канонические формулировки, выражающие то, как они этими способностями пользуются – готовая база для ритуала, бери и применяй.

Упрощённый вариант мифологической магии – тот самый вызов духов. В гримуарах на эту тему про каждого доступного демона рассказано довольно много – как он выглядит, каков его характер, на что он способен и чего от него следует ждать. Запомнив всё это, маг может призвать демона его именем и печатью.

Поскольку, как говорил Лосев, всякий миф есть развёрнутое магическое имя, это действительно одна и та же процедура.


Наконец, третий, самый редкий подход – назовём его конструктивно-символическим. Представление для заклинания конструируется из набора «деталей», в котором у каждого символа есть (как правило, достаточно абстрактный) смысл, а комбинации символов его расширяют, дополняют и уточняют.

Из примеров на память приходит рунная магия, созданная в 19 веке по мотивам скандинавской заклинательной традиции – как её понимали в те времена – и доработанная напильником во второй половине 20 столетия.

Где-то между этими двумя временами появилась магия сигил Спэйра – техника, которой до сих пор пользуются приверженцы магии Хаоса. Там в качестве символов используют буквы или стилизованные изображения, но цель в любом случае – создать нечто вроде абстрактного иероглифа, который содержит в себе весь смысл твоего намерения, но не привязан к нему на сознательном уровне.

Конструирование символов – основа и китайской Книги перемен, но у меня нет сведений, чтобы её когда-нибудь использовали для активного колдовства, а не только для гаданий.

Зато в массовой культуре этот подход очень популярен, ибо удобен для автора по множеству причин. Самые интересные варианты, которые мне попадались – рунная магия сартанов и патринов в цикле «Врата смерти» и магия Хартии в цикле «Старое Королевство».

Tags: рациональная магия
Subscribe

Posts from This Journal “рациональная магия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Posts from This Journal “рациональная магия” Tag