Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Игра в загадки

И сложными загадками
Герои обменялися,
И каждый всё разгадывал
И чести не ронял.
И как-то мистер Бэггинс,
В задумчивости, кажется,
Спросил: «А это что вот здесь
В кармане у меня?»


«Хоббит, или Туда и оттуда»


Сидит девица в темнице, а коса на улице. Что это?

Морковка. Или репа. Или редиска. В общем, подойдёт любой корнеплод, которых славяне во все века выращивали немало. Но канонический ответ именно «морковка».

Никогда не задумывались, почему так происходит? Почему на загадки есть канонические правильные ответы, а все остальные считаются неправильными, даже если по логике вещей они вполне подходят под заданные условия?

Всё дело в том, что игра в загадки – это не современное шоу вроде «Что? Где? Когда?». У неё нет задачи проверить вашу догадливость или находчивость. Ответ на загадку нельзя найти, потому что его и не требуется искать. Его нужно знать.


Восходит эта игра, как и многое другое, к обряду посвящения шаманов.

Шаману мало уметь входить в транс и отправляться душой в иной мир. Нужно ещё знать, как устроена вселенная, кто там обитает, кто может помочь, а кто помешать. И помнить всё это нужно наизусть – даже если письменность уже изобретена, во время ритуала в справочник «Кто есть кто в нижнем мире» не полезешь.

Мы, люди двадцать первого века, избалованные технологиями, даже не представляем, сколько у наших предков было хитрых приёмов, облегчающих запоминание.

Загадки – один из них. Знания, которые должен был усвоить юноша, передавались ему в виде канонических вопросов и ответов на них.

Кроме всего прочего, загадки играли роль сложной системы паролей и отзывов. Зная вопрос, ты демонстрировал, что ты свой. Зная ответ на него – показывал, что ты посвящённый. Обмен ими играл роль взаимной проверки и даже поединка.

Именно в такой форме – как сражение или испытание магов, в котором на кону стоит нечто весьма серьёзное – игра в загадки попала в сказки.

Поэтому там так редко бывают вопросы с бытовым, прикладным смыслом, зато так часто встречаются загадки о земле, небе, солнце и ветре.

Вспомните сказку о мудрой девочке, которая отвечала на каверзные вопросы царя. Что всего мягче? Что всего жирнее? Ответы, которые она давала, неочевидны, но царь принимает их сразу же. Почему? Очевидно, потому, что он знает положенные отгадки, и девочка отвечает правильно.

Царь в каноне волшебной сказки – суровый учитель, который даёт ученику магические знания, а затем подвергает испытаниям. Вопросы здесь – и есть то самое испытание, и девочка его проходит с честью, а её дядя со своими обывательскими представлениями – проваливается.

Обмен загадками – сюжет «Речей Вафтруднира» из Старшей Эдды. Там вопросы друг другу задают Всеотец Один и могущественный ётун Вафтруднир, и проигравший должен проститься с жизнью.

Сама эта поэма, как легко догадаться – пособие. Её читали и слушали затем, чтобы самим запомнить ответы на все названные там загадки.


Состязание Бильбо и Голлума в «Хоббите» – ещё один пример этой древней и почтенной традиции. Как и то, что каждый из них (в первой редакции сказки) ставит на кон самое драгоценное, чем обладает: Бильбо – свою жизнь, а Голлум – своё волшебное кольцо.

В предисловии к «Властелину колец» Толкин даже объясняет, что победа Бильбо была не вполне честной, поскольку его последний вопрос, строго говоря, нельзя назвать загадкой. Но раз уж Голлум взялся отвечать и не угадал с трёх раз – проигрыш ему засчитан.

Tags: массовая культура
Subscribe

Posts from This Journal “массовая культура” Tag

  • Легенды каменного города

    И спросил благодетель: "А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю?" И, тряхнув волосами, Ответили зодчие:…

  • И снова скальд чужую песню сложит...

    Сегодня у нас будет полный оффтоп, потому что я хочу поделиться с вами своим хобби. Да, так иногда бывает – у айтишника по образованию,…

  • Судьба автора

    Как известно любому автору, книгу невозможно контролировать. Ты мог писать её в надежде передать ясное и недвусмысленное послание, что-то такое, что…

  • Минутка воспоминаний: Автор, который испугался

    Этот пост был опубликован 5 лет назад.

  • Вдогонку Льюису

     Цитата из «Английской литературы 16 века» Льюиса навела меня на некоторые мысли по поводу волшебства в историях. Льюис верно подметил,…

  • Сила и характер

    Сверхъестественные способности – инструмент рассказчика. У хорошего автора они не только помогают решать сюжетные задачи – они что-то…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

Posts from This Journal “массовая культура” Tag

  • Легенды каменного города

    И спросил благодетель: "А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю?" И, тряхнув волосами, Ответили зодчие:…

  • И снова скальд чужую песню сложит...

    Сегодня у нас будет полный оффтоп, потому что я хочу поделиться с вами своим хобби. Да, так иногда бывает – у айтишника по образованию,…

  • Судьба автора

    Как известно любому автору, книгу невозможно контролировать. Ты мог писать её в надежде передать ясное и недвусмысленное послание, что-то такое, что…

  • Минутка воспоминаний: Автор, который испугался

    Этот пост был опубликован 5 лет назад.

  • Вдогонку Льюису

     Цитата из «Английской литературы 16 века» Льюиса навела меня на некоторые мысли по поводу волшебства в историях. Льюис верно подметил,…

  • Сила и характер

    Сверхъестественные способности – инструмент рассказчика. У хорошего автора они не только помогают решать сюжетные задачи – они что-то…