Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Самое магическое искусство

Все искусства когда-то выросли из магии – литература, поэзия, живопись, скульптура... Все они околдовывают воображение, перемещают человека в вымышленный мир, пробуждают эмоции и стимулируют мысли. В этом их задача.

Но какое из них сохранило свою изначальную магичность сильнее прочих?


Писателей и поэтов часто называют волшебниками. Толкин много писал о вторичных мирах, творимых литераторами, и сам видел своё творчество именно так.

Но времена сказителей, которые сами исполняли свои произведения вслух, давно прошли. Сегодня у писателя и читателя нет других точек соприкосновения, кроме самой книги.

Автор воплощает свой замысел в слова. Читатель превращает эти слова в образы и представления в своём мире воображаемого. Это два разных действия, совершаемых разными людьми независимо друг от друга.

И потому книга, задуманная автором, и книга, прочитанная читателями – разные произведения. Это касается и больших, и малых форм – особенно таких лаконичных, как афоризмы или поговорки.

Когда-то римский поэт Ювенал бросил в народ своё знаменитое «Кто устережёт самих сторожей?». И в самом деле – что делать, если те, кому вверено хранить закон, сами же его нарушают? В этом смысле поговорку использовали столетиями и используют теперь.

Но Ювенал вовсе не обличал коррумпированных полицейских – он сетовал на безнравственность и развращённость женщин. «Как уберечься от измены? Приставить к жене сторожей – но кто устережёт самих сторожей? Она ведь именно с них и начнёт».

И нельзя сказать, что читатели поняли Ювенала неправильно. Они поняли его иначе, и слова обрели другой смысл.

Не писатель околдовывает читателя – читатель околдовывается произведением. Роль автора заканчивается в момент, когда книга уходит в люди. После этого читатель – единственная активная сторона.

Совсем другое дело – театр.


Я по-прежнему стою на убеждении, что кино на порядки превосходит театр по своим изобразительным возможностям. В фильме можно показать всё, что можно сыграть на сцене – и ещё многое, многое другое.

Сфера кино – действия. Фильм позволяет показать их так, как не под силу ни печатному слову, ни сценическим механизмам. Поступки персонажей, их взаимодействия, даже выражение лица – всё это требует камеры и большого экрана.

Но вот в плане магии кино уступает.

Съёмки фильма и его показ – два разных события. Зритель снова оказывается единственным участником волшебства, а режиссёр и актёры лишь подготавливают для него реквизит. Артист, исполняющий роль, может даже не представлять, в чём конкретно он участвует и что получится в итоге – он просто играет реплики и сцены в том порядке, в каком удобнее режиссёру.

В театре актёр ведёт роль от начала до конца, проходит с персонажем весь его путь. Более того, он делает это каждый раз заново. Он видит зал, слышит его реакцию, взаимодействует не только с другими актёрами, но и со зрителем. Театр – ритуал, в котором две активные стороны, а не одна.

Сцена не позволяет по-настоящему зрелищных спецэффектов. Там нет места тонкой игре света, тени и мимики. В спектакле основное – яркие жесты и выразительные слова. Актёры должны показывать, проговаривать – а в опере и пропевать – свои эмоции, отношения, даже события, происходящие за пределами сцены. Но для магии это и нужно – так проще всего включить зрителя в круг рабочего пространства.

Поэтому актёр – настоящий волшебник, а зритель в спектакле – настоящий участник магического действа, куда больше, чем в любом другом искусстве.

Может быть, поэтому так богат театральный фольклор рассказами о потустороннем и паранормальном, и так много у актёров собственных ритуалов и примет.

Tags: массовая культура, метафизика, минутка воспоминаний
Subscribe

Posts from This Journal “метафизика” Tag

  • Теория заговора. Русского народного

    В наше время фольклористы продолжают странствовать по русским деревням, собирая остатки народных традиций. В том числе, разумеется, магических. Сами…

  • Мой дорогой невидимый друг

    Недавно, разбирая исследования позднеантичной гоэтии, я наткнулся там на термин, который здорово помог мне упорядочить свои представления об этой…

  • Говори и пиши правильно

    Меня в последнее время стали раздражать выражения, в которых содержится скрытая теория. Например, когда говорят, что телепатия – это чтение…

  • Командир сказал «суслик», и никаких хорьков!

    Ещё в статье о минимальной магической теории я писал, что, если говорить о практике, то магия – это то, что люди считают магией. Практически…

  • Чудеса воображения

    На поверхности кажется, будто с воображаемым всё просто и понятно. Оно противоположно реальному. Одно есть на самом деле, другое существует лишь в…

  • Просветлённые чародеи

    Поговорив о магии в исламском мире, логично теперь обратить свои взоры на третью мировую религию – буддизм. Обращать там есть на что, так что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments