Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Высокое служение

Сейчас слово «слуга» не слишком в чести. Даже горничные и дворецкие современных богатеев не служат им, а на них работают. Выполняют свои обязанности за плату. Как только хозяин перестаёт платить – работник перестаёт работать. Ну, разве что потерпит немного, если ему твёрдо пообещают выплатить задолженность, как только появится возможность, а прямо сейчас найти другое место работы затруднительно.

От личных отношений между хозяином и работником это не зависит вообще. Вы можете оставаться приятелями или даже друзьями, но всё равно нет зарплаты – нет работы. Дружба дружбой, а кушать всем хочется.

В определённом смысле хозяин и работник находятся на одном уровне. Хотя по договору один из них командует, а второй подчиняется, но это всё равно равноценный взаимовыгодный обмен – фундамент рынка.

Нынешнему обитателю Земли сложно даже представить, что тысячу лет назад короли и епископы всерьёз задумывались, не является ли работа за деньги грехом, и если является, то какие меры следует принимать по отношению к тем, кто так поступает.

Феодальное общество – в идеале, конечно – строилось на идее служения. Крестьяне служат своему господину. Господин служит королю. Священник служит Богу и церкви.

Служение – не работа, не труд, который ты исполняешь, пока тебе дают что-то взамен. Это отношения сродни семейным, только не горизонтальные, а вертикальные. Один повелевает – другой подчиняется, потому что оба чтят то, что их связывает.

При этом у господина тоже есть обязанности по отношению к слуге. Господин должен заботиться о нём – защищать его своей властью, обеспечивать его всем необходимым для успешного служения. В некоторых случаях слуга даже по закону не отвечает ни за какие свои поступки, если они были совершены во исполнение приказа господина. Господин приказывал – ему и отвечать.

Горожане – ремесленники, торговцы, бюрократы, врачи и прочие профессионалы – в эту систему не вписывались от слова «совсем». Ещё сильнее не вписывались в неё наёмники – воины, которые дерутся за деньги. Но и общество не могло без них обойтись от того же самого слова. Потому и ломали головы короли с епископами, как примирить эти две, такие разные, системы отношений.

Слуга всегда рядом с господином не потому, что господин ему платит. Наоборот, он может с гордостью рассказывать, что хранил ему верность и в богатстве, и в бедности, что они вместе прошли через все жизненные неурядицы. Уйти от господина, потому что у него нет денег – как бросить жену или мужа по той же самой причине. Так поступают сплошь и рядом, но всё равно все понимают, что это непорядочно.

Пожалуй, дольше всего в Европе идеал служения сохранялся в Англии. Там он продержался, наверное, до конца 19 века. Сэм Гэмджи, следующий за своим господином в Мордор вообще без всякой зарплаты и договора – воплощение этого идеала в литературе.

Порядки в королевстве до сих пор отчасти феодальные – в конце концов, страной правят те же семьи, что и двести лет назад – но всё-таки Британия тоже стала капиталистической.


Я, как давно известно моим постоянным читателям – сторонник равенства. Мои убеждения можно назвать социалистическими и даже отчасти коммунистическими – хотя я вкладываю в эти слова не вполне общепринятый смысл. Поэтому свободный рынок, формально уравнивающий людей между собой, кажется мне, при всех своих недостатках, более прогрессивным, чем старый-добрый феодализм, где люди от рождения делятся на высших и низших.

Но вот что интересно. До сих пор в самых разных фирмах и компаниях на собеседованиях косо смотрят на человека, который честно говорит, что он здесь только ради денег. Здесь обещают хорошую зарплату за работу, которую он способен качественно выполнять – а больше ему ничего и не нужно. Он просто хочет заработать на прожитьё и, быть может, на то, что ему по-настоящему интересно.

Формально в этом и есть суть свободного рынка, суть всей капиталистической системы. Все сотрудники, включая кадровика, проводящего собеседование, пришли сюда по этой же самой причине.

Но говорить об этом прямо считается неприличным. Для вида полагается демонстрировать совсем другое отношение.

Компании нужен сотрудник, который хочет заниматься именно этим делом и именно в этой фирме. Такой, который будет хранить ей верность в богатстве и в бедности, не переметнётся к конкурентам, соблазнённый более выгодным предложением, не уйдёт, если у компании начнутся трудные времена. Такой, для которого компания будет семьёй, а её дело – его личным делом.

Короче говоря – сотрудник, который будет не работать, а служить.

До сих пор, в наше циничное рыночное время, служение остаётся идеалом, к которому стремятся и который хотят видеть в людях. Даже если это не более чем декларация.

Мне кажется, это кое-что о нас говорит. А вы как думаете?

Tags: мировой порядок, психология
Subscribe

Posts from This Journal “мировой порядок” Tag

  • Минутка воспоминаний: ошибка Таноса

    Этот пост был опубликован 3 года назад. Сейчас я сам назвал бы его несколько идеалистическим, так что не нужно мне на это указывать. Но основные…

  • Размышлизмы о свободе слова

    Русский язык удивителен в своих отрицаниях. У нас полно случаев, когда фраза и её отрицание обозначают одно и то же. «Девушка реально…

  • Дай мне знак!

    В последнее время мне часто попадаются в интернетах замечания, исполненные искренней боли. Их общая суть – нашей цивилизации остро не хватает…

  • Колдующее средневековье

    Есть такое интересное словечко – мнемоистория. История, которую помнят. Эпоха или культура – но не такая, какой она была на самом деле, и…

  • Благоприятные прогнозы

    Что-то я вот подумал... Меня в последнее время радостные пророчества пугают куда больше, чем зловещие. Нет, сценарии апокалипсиса меня тревожат, и…

  • Обратная сторона любой луны

    Несколько лет назад я осознал принцип, который сильно облегчил мне понимание мира и многих явлений в нём. Добро и зло – производные от…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 149 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “мировой порядок” Tag

  • Минутка воспоминаний: ошибка Таноса

    Этот пост был опубликован 3 года назад. Сейчас я сам назвал бы его несколько идеалистическим, так что не нужно мне на это указывать. Но основные…

  • Размышлизмы о свободе слова

    Русский язык удивителен в своих отрицаниях. У нас полно случаев, когда фраза и её отрицание обозначают одно и то же. «Девушка реально…

  • Дай мне знак!

    В последнее время мне часто попадаются в интернетах замечания, исполненные искренней боли. Их общая суть – нашей цивилизации остро не хватает…

  • Колдующее средневековье

    Есть такое интересное словечко – мнемоистория. История, которую помнят. Эпоха или культура – но не такая, какой она была на самом деле, и…

  • Благоприятные прогнозы

    Что-то я вот подумал... Меня в последнее время радостные пророчества пугают куда больше, чем зловещие. Нет, сценарии апокалипсиса меня тревожат, и…

  • Обратная сторона любой луны

    Несколько лет назад я осознал принцип, который сильно облегчил мне понимание мира и многих явлений в нём. Добро и зло – производные от…