Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Золотые правила

Чуть больше года назад в статье «Двойной императив» я писал о двух правилах взаимного уважения. Если совсем коротко, они формулируются так: «не обижай» и «не обижайся».

Работают они только вместе. Общение между людьми будет продуктивным, только если все участники придерживаются обоих сразу. Стоит забыть хотя бы об одном из них – результаты будут ужасающими.

С одной стороны получается глумливый тролль, который умело оттаптывается по всем уязвимым точкам жертвы, а затем оперирует мерзким словечком «обиженка», обозначающим для него любого, кто виноват уже в том, что у него есть уязвимые точки.

С другой стороны – «снежинки», готовые обижаться на любое слово, действие или выражение лица, которое показалось им каким-то не таким, и требующие немедленного и жестокого наказания виновных.


Вообще обычно моральные правила действуют по евангельскому императиву: не делай другим того, чего себе не желаешь. Если ты не готов, чтобы с тобой так поступали, то и сам не поступай так с другими.

Но здесь императив позволяет отсеять только любителей двойных стандартов. «Если я насмехаюсь над тем, что для тебя болезненно – это просто безобидные шутки, и ты сам дурак, что оскорбляешься на них. Но если ты насмехаешься над тем, что болезненно для меня – это другое, понимать надо!».

У циничного тролля нет ничего святого. Нет ни единой темы, которая могла бы задеть его за живое. Пытаться довести его до слёз или приступа ярости – всё равно что поливать свинью грязью: он испытывает от таких разговоров искреннее наслаждение, потому что наконец-то нашёл подходящего собеседника.

Парадоксальным образом, он соответствует императиву на все сто сорок шесть процентов. И всё потому, что эти два правила работают только вместе.

Тот, кто сам никогда намеренно не обижает других, имеет моральное право укорять тех, кто на него всё же обижается. Если ты специально выбирал слова, чтобы не оскорбить собеседника – значит, его претензии к тебе, весьма возможно, преувеличены. Он и в самом деле как-то чрезмерно чувствителен.


Тот же самый принцип можно и перевернуть. Хочешь, чтобы тебя не обижали – вначале научись не обижаться.

Нелл Гвин, фаворитка одного из английских королей, однажды застала в коридоре дворца двух дворян, собирающихся драться. Оказалось, что один из них назвал её за глаза шлюхой, а второй решил вступиться за её честь.

– Господа, – спокойно сказала Нелл, – я шлюха. Найдите себе другой повод поубивать друг друга.

Борьба против «хейт-спич» начинается с принятия себя. Ты знаешь о себе, кто ты такой, и потому простая констатация факта не может тебя оскорбить ни при каких обстоятельствах. Да, я – еврей (гей, толстый, очкарик, рыжий). И что дальше?

Но если ты не можешь себя принять, если твоя особенность тебе самому кажется унизительным пороком, то, конечно, любой намёк на неё будет болезненным.

Заменой терминов на «нейтральные» нельзя решить проблему. Слово, введённое как заменитель запретного, очень быстро перенимает и его смысл, и эмоциональную окраску, и в результате делается полным его синонимом. А значит, те, кто оскорблялся на то слово, начинают оскорбляться и на это.

Слова «альтернативно одарённый», «афроамериканец», «бодипозитивный» уже сейчас звучат в определённых кругах интернета не менее презрительно, чем «дурак», «ниггер» и «жирдяй», потому что выражают ровно то же самое. Только ещё с дополнительным оттенком: они обозначают человека, который не просто обладает этой особенностью, а стыдится её и потому кидается на каждого встречного, посмевшего о ней упомянуть.

Оскорбление заключается в отношении, которое оппонент пытается выразить, а не в том, какой именно лексикой он для этого воспользовался. И великосветскими словесами можно унизить собеседника – собственно, отчасти они для этого и предназначены.

Но чтобы определить это отношение, придётся провести границу: вот до сих пор об этой моей черте можно говорить открыто, не задевая моих чувств. То, что дальше – уже табу.

UPD по итогам обсуждения в комментариях.

Вообще-то для всего, что я описал, существует страшное научное слово "толерантность". В физиологии оно обозначает пороговое значение внешнего воздействия, после которого организм уже считает необходимым на него реагировать.

Тело, обладающее абсолютной толерантностью, для краткости обычно называют трупом. Но нулевая толерантность ничуть не лучше -- это аллергии и аутоиммунные болезни, способные перевести человека в вышеописанное состояние достаточно неприятным способом.

Правило "не обижай", взятое само по себе, провозглашает нулевую толерантность ко всему любому. Правило "не обижайся" требует толерантности абсолютной. И только вместе они позволяют провести границу по какому-либо разумному значению.

Я уже писал раньше, к чему приводит нулевая толерантность по отношению к насилию (становятся невозможными, кроме всего прочего, воспитание детей и секс). Писал, почему невозможна нулевая толерантность по отношению к лжи и обману (кроме всего прочего, при этом исчезла бы художественная литература, невозможная без убедительного вымысла. Это хорошо видно по книгам Ефремова, в счастливом мире которого словесное воображение полностью атрофировано у всех людей, а отсутствием у них литературы они даже гордятся).

Ну а нулевая толерантность по отношению к оскорблению чувств приводит к тому, что мы уже сейчас наблюдаем в некоторых странах Запада. Тот, кто громче всех кричит, как он унижен, обижен и психологически травмирован, автоматически считается правым в любом споре и получает право налагать на своего "обидчика" какие угодно епитимьи и контрибуции.

Tags: простые истины, психология
Subscribe

Posts from This Journal “простые истины” Tag

  • Какая вам, нафиг, Матрица?

    Вот вам для прочтения и ознакомления текст. Когда я его прочитал, меня накрыло знакомым ещё по эксперименту Либета ощущением. То ли я чего-то…

  • Под властью коварного предлога

    Предлог «в» – не то, чем кажется. Притворяясь обычной звонкой согласной, он несёт верную службу в грамматике русского языка. Но…

  • Минутка воспоминаний: эксперимент Либета

    Этот пост был опубликован 3 года назад, 28 марта 2018 года.

  • Ты сказал

    – А когда я так сижу и вышиваю, я напоминаю тебе тургеневскую девушку? – Нет. – Ч-чёрт! – Да. Именно поэтому.…

  • Поговорим о странностях любви

    Мне в очередной раз встретился на просторах интернета крик души: «Ну почему, люди, вы хотите одно, а выбираете другое?». И дальше…

  • Ваши координаты

    Люди делятся на дофига категорий. Одна из них – те, кто думает, будто люди делятся на две категории. Народная мудрость Делить пополам…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments

Posts from This Journal “простые истины” Tag

  • Какая вам, нафиг, Матрица?

    Вот вам для прочтения и ознакомления текст. Когда я его прочитал, меня накрыло знакомым ещё по эксперименту Либета ощущением. То ли я чего-то…

  • Под властью коварного предлога

    Предлог «в» – не то, чем кажется. Притворяясь обычной звонкой согласной, он несёт верную службу в грамматике русского языка. Но…

  • Минутка воспоминаний: эксперимент Либета

    Этот пост был опубликован 3 года назад, 28 марта 2018 года.

  • Ты сказал

    – А когда я так сижу и вышиваю, я напоминаю тебе тургеневскую девушку? – Нет. – Ч-чёрт! – Да. Именно поэтому.…

  • Поговорим о странностях любви

    Мне в очередной раз встретился на просторах интернета крик души: «Ну почему, люди, вы хотите одно, а выбираете другое?». И дальше…

  • Ваши координаты

    Люди делятся на дофига категорий. Одна из них – те, кто думает, будто люди делятся на две категории. Народная мудрость Делить пополам…