Вот сейчас, например, до меня дошло, почему в список пяти китайских стихий у-син не входит воздух.
У-син -- не европейские стихии, не кирпичики, из которых сложено мироздание. Это пять видов движения и перемен, взаимодействующих между собой по сложным правилам. Если что-то и может претендовать в китайской философии на роль первостихии, то это ци, то самое движение, разновидностями которого и являются у-син.
А ци -- это, по основному значению слова, ветер, дыхание или воздух. В системе понятий оно стоит выше элементов, а не среди них.
И заодно понятно, почему в японской системе стихий воздуху как раз место нашлось. Японцы позаимствовали понятие ки у китайцев. Оно для них не родное. Японская душа происходит не от дыхания, а от сияния, поэтому и называется "тама" (круглое-светлое, если попробовать переводить по смыслу). А стихии -- то, что тама может одушевить, если войдёт в них.
Такие дела.