Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Японские размышлизмы: шикигами

Для начала – необходимое предупреждение. Не нужно путать шикигами с шинигами (божествами смерти, душеводителями умерших). Тем более не нужно путать их с мишками Гамми. Они этого не любят. И мишки тоже.


В современном японском массовом искусстве шикигами – дух-помощник оммёдзи, что-то вроде фамилиара европейской ведьмы. У простых, не слишком амбициозных колдунов по одному-единственному невидимому слуге. Те, кто покруче, могут повелевать сразу двумя.

Великий Абэ-но-Сэймэй отличился и тут. У него было два невероятно могущественных шикигами – духи неба и земли. Двенадцать слуг чуть послабее – Генералов, шесть благих и шесть не очень. Все они известны по именам, самых сильных звали Сэйрю, Бьякку, Генбу и Судзаку. И толпы рядовых духов, занимавшихся в доме Сэймэя на улице Цучимикадо домашней работой. Они наводили порядок, открывали и закрывали окна, гоняли вредителей. Они даже продолжили заниматься своим делом после смерти Сэймэя, не слушаясь его наследников, но всё равно приглядывая за ними.

Средневековые повести часто рассказывают об «одичавших» шикигами, которые пережили своего хозяина, забыли свою задачу и начали вредить людям. Почти всегда их создание приписывают Сэймэю.

На самом деле эта легенда открывает нам глаза на происхождение самого понятия шикигами. Это шики-но-ками – божество-покровитель гаданий и прорицаний.

Главный гадательный инструмент оммёдзи называется чокубан.


Он состоит из двух деталей, соответствующих небу и земле. «Небесная» часть чокубана разделена на двенадцать частей, которые носят имена духов-сторожей японского зодиака – и это же имена «генералов» Сэймэя.

Изначально шикигами – божество, дарующее оммёдзи способность толковать приметы и видеть будущее. Но по мере превращения самих оммёдзи из прорицателей в заклинателей и шикигами из богов-покровителей превращались в волшебных слуг.

Шикигами может быть постоянным, однажды призванным и прирученным. Тогда он будет сопровождать хозяина повсюду, исполняя его приказы. Но если оммёдзи утратит контроль, дух может обратиться против него и даже убить.

При этом он вовсе не всегда невидим. При помощи особых заклятий оммёдзи может придать помощнику облик человека или животного, неотличимого от настоящего.

Среди легенд о Сэймэе есть и такая. Однажды, когда он был ещё учеником, к нему в гости пришёл другой заклинатель – сильный, опытный, но не принадлежащий к семейству Абэ, обладавшему монополией на государственное оммёдо.

Пришёл он не один, а в сопровождении двух мальчиков-слуг. Увидев их, Сэймэй заподозрил, что это не люди, а шикигами. Если так, то хозяин привёл их, чтобы похвастаться перед гостем – он достаточно могуществен, чтобы держать сразу двоих.

Вызов принят – решил Сэймэй. Спрятав руки в рукава, он совершил несколько быстрых «пальцовок», произнёс заклинание – и оба мальчика немедленно исчезли.

Гость пришёл в изумление. Он никогда не слышал, чтобы оммёдзи мог повелевать чужими шикигами с такой же лёгкостью, как своими собственными.

По его просьбе Сэймэй вернул слуг обратно, и тогда гость попросил взять его в ученики.


Иногда духа призывают ради одного конкретного задания. Но, в отличие от европейской традиции, добывают их не из преисподней. Оммёдзи буквально создаёт себе слугу, пробудив ки предмета или животного.

В одном из рассказов Сэймэй, демонстрируя, как легко можно убить живое существо при помощи магии, берёт травинку и превращает её в оружие – пущенная в воздух, она мгновенно поражает лягушку. Он сделал это, создав шикигами из ки травинки.

Самые опасные и зловредные шикигами создавались по китайскому методу гу. Для этого следовало посадить в один котелок ядовитых тварей пяти видов и держать там, пока не останется только одна. Она, сожрав остальных, впитает в себя их яд и превратится, собственно, в гу – «золотого червя», который по приказу заклинателя может и убивать, и насылать болезни, и даже перетягивать к себе чужие богатства.

Намного чаще, впрочем, «телом» шикигами становились бумажные человечки. Эту технику также использовали и китайские колдуны, но им приходилось самим одушевлять свои фигурки, и если враг сумел пленить волшебное существо, то душа колдуна оказывалась в его власти. Японцы, как видим, развили и усовершенствовали метод.

Иногда же шикигами – по сути, заклинание, не имеющее вида и формы, но способное, тем не менее, эффективно действовать.


В общем, понятно, что популярная сейчас у западных оккультистов идея «личной силы» не нашла бы поддержки у японских оммёдзи.

Они полагали, что всё совершенно по-другому. У мага нет некого запаса магической субстанции, который он тратит на совершение магии, а затем вынужден восполнять, перезаряжая свои метафизические батарейки.

Ки – жизненная сила и воля – разлита повсюду. Где-то она сильнее, где-то слабее. Где-то дремлет, а где-то самопроизвольно пробуждается, становясь божеством или демоном.

При помощи своих заклинаний маг взаимодействует с ки, общается с ним, может убеждать, заставлять или договариваться.

Сила мага определяется не тем, насколько большое ки он себе отрастил, и даже не тем, насколько он им владеет – это важно только для воинов. Маг могущественен настолько, насколько сильное чужое ки он может пробудить или, напротив, связать.

Но в любом случае ки, с которым работает оммёдзи, ему не принадлежит, не исходит от него и не является его частью. Не зря слово «ки» обозначает ещё и «демон». У него есть собственная воля, которая может совпадать с волей мага, но не тождественна ей.

Ки, пробудившееся по собственной воле, называется ёкай.

Если оно при этом осталось невидимым и бестелесным, то носит имя мононоке.

Пробудившееся ки животного называется хенге, бакэмоно, обакэ или мамоно.

Если ки проснулось в предмете (такое случается с вещами, которыми долго пользовались, но затем забросили), это называется цукумогами.

Ки, обретшее форму по воле мага, называется шикигами.


И это далеко не полный список. Говорю же, с японским языком всегда сложно.

Tags: метафизика, религиозные штудии
Subscribe

Posts from This Journal “религиозные штудии” Tag

  • Неизбежное зло

    У христианских апологетов 19-20 веков была одна любимая тема, которую они часто упоминали. Человек, избавившись от идеи Бога, непременно приходит к…

  • Встаньте, дети, встаньте в круг...

    Средневековый маг чертит круг на полу. Он будет призывать демона. На время ритуала круг станет кусочком Иного Места, будет принадлежат…

  • Размышлизмы о словах

    Так уж получилось, что в последнее время я много думаю о значениях слов. На полноценную статью ни один из этих размышлизмов, пожалуй, не тянет, но…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

Posts from This Journal “религиозные штудии” Tag

  • Неизбежное зло

    У христианских апологетов 19-20 веков была одна любимая тема, которую они часто упоминали. Человек, избавившись от идеи Бога, непременно приходит к…

  • Встаньте, дети, встаньте в круг...

    Средневековый маг чертит круг на полу. Он будет призывать демона. На время ритуала круг станет кусочком Иного Места, будет принадлежат…

  • Размышлизмы о словах

    Так уж получилось, что в последнее время я много думаю о значениях слов. На полноценную статью ни один из этих размышлизмов, пожалуй, не тянет, но…