Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Интересная мысль о богах

Интересную мысль высказал Виктор Мараховский. Нечто похожее недавно писал myrngwaur, но он, насколько я помню, не делал именно таких выводов.

В школе на уроках по истории древнего мира, ув. друзья, нам показывали схему иерархии олимпийских богов, помните?

Зевс главный по справедливости и молниям, Афина по мудрости, Гера по семье, Артемида по охоте, Афродита по любви, Гефест по металлургии, Арес по войне, Дионис по вину, Деметра по сельскому хозяйству – всё это чертовски напоминало Совет Министров СССР с бессменными руководителями министерств и ведомств, только все были мускулисты и с подтянутыми ягодицами.

Реальное античное мировоззрение было порядочно далеко от этой приятной советской ретро-утопии: мало того, что почти каждый бог и герой наработали себе злодейств на высшую меру по любым УК, так они ещё и не имели даже фиксированных обликов, не то что сфер ответственности.

Тот же Зевс бывал и небесным, и подземным, и быком в лабиринте, и лебедем на пруду, и змеем, и победителем змей – он вобрал в себя слишком гигантское количество местночтимых демонов, и перенял кучу функций у заезжих семитских божеств. Он был безусловно бессмертен, но на Крите паломникам с удовольствием показывали его, Зевса, могилу.

Собственно, распределение богов по профессиям и наделение их фиксированными обликами – это признак уже развитой, логичной, возвышенной античности, судорожно пытающейся разложить этот совокупляющийся и поедающий друг друга клубок превращающихся божественных тел по полочкам.

Прикол в том, ув. друзья, что такой упорядоченный мир хорошо заходит скорее меньшинству граждан, чем большинству. Большинство хочет жить в мире, где условный Зевс одновременно и блюдёт безусловную высшую справедливость, и может быть задобрен каким-нибудь ритуалом ("чтобы не было коррупции и чтоб кум всё порешал"). Поэтому языческие божества всегда вынуждены одновременно быть и быком и лебедем, и живыми и мёртвыми, и преступниками и судьями – они же отражения людей.

Поэтому любая ясная и понятная иерархия мировых сил, делающая, между прочим, нашу реальность предсказуемой, по большому счёту обречена.


Виктор, будучи человеком материалистического склада, видит здесь в основном низменные человеческие мотивы. Но я полагаю, дело не в том, что людям нужны коррумпированные боги, которых можно задобрить подношениями.

Мир богов обязан быть неопределённым, потому что мир вообще полон неопределённости. Есть некоторые константы – но по большому счёту, это просто вещи, меняющиеся настолько медленно, что мы не видим изменений.

Любая попытка описать мир при помощи ясной системы фиксированных понятий, у каждого из которых есть однозначный смысл, не пересекающийся с остальными, действительно обречена – потому что это слишком сильное упрощение.

Поэтому деревенские знахарки и малограмотные монахи, придерживающиеся порой весьма странных верований, чаще совершают чудеса, чем высокоучёные каббалисты и церемониальные маги, чья вселенная разложена по полочкам строгой системы символов.

Tags: метафизика, религиозные штудии, репост
Subscribe

Posts from This Journal “репост” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

Posts from This Journal “репост” Tag