Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Размышлизмы вокруг образования

В моём ближайшем сетевом окружении снова развернулась дискуссия на тему образования. Ну вы понимаете – пандемия, кризис, перевод школ на дистанционное обучение... есть что обсудить.

https://boldogg.livejournal.com/488233.html
https://boldogg.livejournal.com/277536.html

А меня, как водится, все эти разговоры навели на раздумья на темы, с образованием связанные лишь косвенно.


Есть один фундаментальный факт: все люди разные. По каким признакам ни возьми – одни далеко опережают средний уровень, другие до него категорически не дотягивают.

А вот что с этим фактом делать – существуют две принципиально различные школы мысли.

Одну можно назвать прагматической. Для неё человек – винтик общества, инструмент для выполнения задач. Последователям этой школы очевидно, что все различия между людьми нужно как можно раньше подмечать и развивать, чтобы неравенство становилось всё более и более явным и выраженным.

Если кто выше среднего уровня – его следует тянуть ещё выше, чтобы он сделался настоящим супером в своей области, и натаскивать на решение тех задач, которые ему даются лучше всего. Если кто ниже среднего уровня – о нём можно вообще забыть: кому он нужен, неудачник, его к делу не приставишь.

«Зачем будущему кочегару изучать в школе иностранные языки и высшую математику? Они ему не пригодятся, он их и не поймёт. Пусть умеет читать, писать и считать, и хватит с него».

В пределе так получается кастовое общество, причём не как в Индии, а скорее как у термитов. Каждый индивид приспособлен выполнять определённую работу, решать свой круг задач, и не может делать ничего другого. Да ему и неинтересно.

Другую школу можно назвать идеалистической. Для неё человек – не средство, а цель. Не инструмент, а самостоятельная ценность. Экономика существует ради людей, а не наоборот.

Последователи этой школы полагают, что всех людей следует тянуть к максимально высокому уровню, на который они способны. Постепенно этот уровень будет повышаться для всего общества.

Пусть у нас будут кочегары, умеющие писать стихи и знающие, что такое теорема Ферма. Общество, построенное по этому принципу, даст им не только работу, но и возможность самореализоваться в свободное от работы время.


У современной школы две основные задачи. Одна из них сугубо прагматическая, а вот другая работает на идеалистическую парадигму – правда, получается она по сути как побочный эффект.

Прагматическую задачу описал Больдог в посте «Зачем нужна система образования». Стране необходимы учёные и инженеры – люди больших и специфических знаний и умений, получаемых годами. Чтобы найти тех, кто сможет ими стать, необходимо учить всех подряд, а затем отсеивать тех, кто не может или не хочет учиться по-настоящему.

Но попутно школа работает и на повышение общего уровня. Её методы вколачивают необходимый минимум знаний в головы тех, кто учиться не может или не хочет. Волей-неволей что-то они всё равно усваивают, их мозги становятся хоть чуточку, но сложнее, а картина мира – хоть на сантиметр, но шире.

Именно так мы постепенно и превратились из голых обезьян в хозяев планеты. Человек очень мало изменился за триста тысяч лет, человечество же преобразилось до неузнаваемости. Произошло это только за счёт того, что мы способны инсталлировать опыт поколений в сжатом виде в головы очередной юной смены. Даже если эта юная смена превращаться из обезьяны в человека очень не хочет и изо всех сил этому сопротивляется.


Дистанционное обучение куда более прагматично. Оно самим своим устройством производит отсев.

Те, кто хотел учиться, могут теперь это делать, не тратя времени и сил на то, чтобы добираться до школы, выяснять отношения с одноклассниками, участвовать в общественных мероприятиях... Они могут усваивать материал в собственном темпе, читать более продвинутые книги, рекомендованные учителем. Никто не шипит им в спину «Самый умный, что ли?», так что демонстрировать способности становится намного приятнее и безопаснее.

Зато идеалистическую задачу решать больше некому. Те, кто не хотел или не мог учиться, забивают на учёбу вовсе. Над ними уже не маячит грозный преподаватель – методы контроля и проверки на удалёнке куда менее совершенны, чем когда ученик сидит перед тобой в классе, и деваться ему некуда.

Если перевести ситуацию в формат категорического императива – мы своими руками создадим примерно то, что предсказывали некоторые писатели-фантасты. Человечество будет разделено на две неравные группы, и меньшая из них продолжит развиваться как люди, а большая постепенно начнёт откат обратно к животным.

Tags: мировой порядок
Subscribe

Posts from This Journal “мировой порядок” Tag

  • Слово о породистых людях

    Уважаемый Виктор Мараховский на днях подметил очередную истину, до того банальную и очевидную, что её постоянно упускают из виду: Мало что так…

  • Колдуны и все-все-все

    Когда люди судят о колдовстве по прочитанному в этнографических источниках, нередко возникает путаница, так как они не усматривают разницу между…

  • Пластмассовый мир

    Особенность человека – его желание (и способность) познавать и контролировать себя самого. Это даёт нам великие возможности, но это же…

  • За базар ответишь!

    Общественное мнение двойственно. С одной стороны, мы осуждаем насилие. Приличные люди решают все свои разногласия словами. Даже отвечать ударом на…

  • Высокое служение

    Сейчас слово «слуга» не слишком в чести. Даже горничные и дворецкие современных богатеев не служат им, а на них работают. Выполняют…

  • И без притчи не говорил им ничего

    Эту статью я написал больше двух лет назад. Задолго до того как в западных странах начался настоящий чад кутежа по поводу социальной справедливости,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 156 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “мировой порядок” Tag

  • Слово о породистых людях

    Уважаемый Виктор Мараховский на днях подметил очередную истину, до того банальную и очевидную, что её постоянно упускают из виду: Мало что так…

  • Колдуны и все-все-все

    Когда люди судят о колдовстве по прочитанному в этнографических источниках, нередко возникает путаница, так как они не усматривают разницу между…

  • Пластмассовый мир

    Особенность человека – его желание (и способность) познавать и контролировать себя самого. Это даёт нам великие возможности, но это же…

  • За базар ответишь!

    Общественное мнение двойственно. С одной стороны, мы осуждаем насилие. Приличные люди решают все свои разногласия словами. Даже отвечать ударом на…

  • Высокое служение

    Сейчас слово «слуга» не слишком в чести. Даже горничные и дворецкие современных богатеев не служат им, а на них работают. Выполняют…

  • И без притчи не говорил им ничего

    Эту статью я написал больше двух лет назад. Задолго до того как в западных странах начался настоящий чад кутежа по поводу социальной справедливости,…