Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Игра в классики

Пока мы в комментариях к прошлому посту обсуждали Ильина и его политические симпатии, я внезапно сформулировал для себя одну мысль.

Чем дальше читатель от автора – по своему контексту, внутреннему устроению, пространству представлений – тем сильнее история, которую он читает, отличается от той, что была написана. Это банальность, и я об этом много раз говорил.

Но это значит, что у каждого произведения есть некая характеристика – назовём её радиусом волшебства. Если ты ближе этого радиуса к автору, его творение сможет тебя околдовать, ты найдёшь для него место в своём мире, оно заставит тебя думать, ощущать и переживать нечто. Окажешься дальше – увидишь просто текст, не слишком интересный и, возможно, даже не очень связный.

На одном конце шкалы окажутся те книги, что намертво привязаны к своему творцу. Критики любят слово «самовыражение» – так вот, эти книги состоят из самовыражения на все сто сорок шесть процентов. Автор изливает на страницу свои несбыточные мечты, надежды, страхи и верования.

Эти книги не обязательно бездарны. Самовыражающийся автор может весьма неплохо владеть словом, уметь создавать обаятельных персонажей и придумывать качественные сюжеты. Но всё это остаётся воплощением его личных фантазий.

Он непременно находит свою аудиторию – тех людей, у которых конфигурация желаний, надежд, страхов и верований достаточно похожа на его собственную. Они будут восхищаться его книгами, цитировать их абзацами, брать сетевые ники в честь персонажей и пересыпать собственную речь придуманными автором словечками.

Все остальные будут смотреть на них с недоумением и не понимать, как вообще можно что-то найти в таких несуразных произведениях.

На другом конце будут книги, радиус волшебства которых огромен. Их, собственно, чаще всего и называют бессмертной классикой, потому что они остаются интересными даже столетия спустя после смерти автора.

Но возможно это только одним способом – сам автор и его фантазии в них практически не читаются. Каждый видит в них своё – и именно поэтому своё в них видит каждый.

В самых тяжёлых случаях даже тонкости авторского языка не играют такой уж большой роли. Такие произведения могут околдовать не только в переводе, но даже и в пересказе.

Почему Шекспира знает весь мир, а Фонвизина – только восьмой класс, и то одни отличники? Потому что пьесы Фонвизина, несмотря на их несомненное остроумие, не трогают никого, кто не является жителем России 18 века, а вот Шекспира можно поставить так, что и в двадцать первом столетии его будут смотреть с восторгом.


Книга нулевого радиуса отражает своего автора, и поэтому ваше отношение к ней – это ваше отношение к автору и таким, как он.

Бессмертная классика отражает своего читателя, и поэтому любое мнение о ней говорит прежде всего о том, кто это мнение выражает.

Практически все произведения располагаются где-то на оси между ними.

Tags: массовая культура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Гримуары Индостана

    От русской магии вернёмся на Восток, в Индию. Но прежде чем говорить об индийской магии, придётся сказать несколько слов о самой Индии. Думаю, для…

  • Минутка воспоминаний: переведи меня

    Этот пост был опубликован 2 года назад. С тех пор я скорректировал свои представления. Например, наименование "тролль" обозначает не невидимку, а…

  • Минутка конспирологии

    Тут буквально вчера Сергей наш Лукьяненко, всего ему хорошего и творческих узбеков, опубликовал вконтакте занимательный текстик. Приведу его целиком,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments

Recent Posts from This Journal

  • Гримуары Индостана

    От русской магии вернёмся на Восток, в Индию. Но прежде чем говорить об индийской магии, придётся сказать несколько слов о самой Индии. Думаю, для…

  • Минутка воспоминаний: переведи меня

    Этот пост был опубликован 2 года назад. С тех пор я скорректировал свои представления. Например, наименование "тролль" обозначает не невидимку, а…

  • Минутка конспирологии

    Тут буквально вчера Сергей наш Лукьяненко, всего ему хорошего и творческих узбеков, опубликовал вконтакте занимательный текстик. Приведу его целиком,…