Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Размышлизмы о словах

Так уж получилось, что в последнее время я много думаю о значениях слов. На полноценную статью ни один из этих размышлизмов, пожалуй, не тянет, но поделиться ими мне всё равно хочется.


Третий закон Кларка известен, кажется, каждому читающему человеку в интернете. Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.

Но тут есть один нюанс. Кларк всё-таки был автором твёрдой научной фантастики, а не фэнтези. А в разговорном английском языке слово magic обозначает прежде всего фокусы. Magician – соответственно, фокусник, иллюзионист.

По контексту обычно понятно, имеется в виду оккультная премудрость или сценическое искусство – хотя не всегда это становится ясно сразу. Однажды мне, например, попался вполне серьёзный научный труд, автор которого рассуждал, как изучение магии может помочь нам понять что-то о психологии современного общества. Только через пару страниц выяснилось, что он говорит о фокусах.

В любом случае, средний англоговорящий обыватель не различает эти два понятия. Для него магия – то, что выглядит как фокус. Хитрый способ создавать эффекты, которые поражают воображение и противоречат здравому смыслу. Ты не знаешь, как это сделано – секрет скрыт от тебя. Но тот, кто демонстрирует трюк, несомненно, его знает.

И третий закон Кларка следует понимать в этом же ключе. Достаточно развитая технология превращается в фокус. Ты уже не видишь, где связь между действием и результатом – она скрыта от тебя, иногда даже преднамеренно. Ты не можешь понять, как вообще возможно то, что только что на твоих глазах сделали. Более того – ты и не сможешь этого понять, потому что твоих знаний и навыков недостаточно, чтобы представить весь процесс в целом.

Существует и обратная, ироничная формулировка, популярная среди авторов фэнтези – достаточно проанализированная магия неотличима от технологии. Но главная ирония здесь в том, что слово «магия» в этих двух законах имеет полностью разный смысл – и ни то, ни другое не имеет отношения к магии нашего мира.


Христианские демоны тройственны. Не в том смысле, чтобы они были едины в трёх лицах, а в том, что под общим названием скрываются три рода сущностей – бесы, черти и падшие ангелы.

Падшие ангелы – персонажи сугубо мифологические. Более того – эпические. Историю о войне в небесах можно экранизировать только в виде блокбастера с ослепительными спецэффектами и сгенерированной на компьютере массовкой, иначе будет не то впечатление.

Особенность этой истории в том, что её отрицательные персонажи вызывают, пожалуй, даже больше сочувствия слушателя, чем положительные. Они поднялись с оружием в руках против необоримой всевластной силы, потому что хотели освободиться от её тирании. Это сразу делает их достойными симпатий.

В результате архангел-мятежник Люцифер в разных изводах и воплощениях весьма часто колеблется от антизлодея до полноценного героя.

Аура романтического повстанца переходит с него и на его аналогов из других миров воображаемого – например, на Мелькора-Моргота из толкиновской Арды.

Совсем другое дело – бесы. Это тоже существа специфически христианские, но вот область действия у них совсем другая.

Когда христианская учительная литература говорит о бесах, под этим словом понимаются либо греховные побуждения, либо психические заболевания. И то, и другое было для Святых Отцов посторонней, внешней волей, которая действует в душе и подавляет собственную, человеческую волю. А раз она противостоит праведной Божьей воле, то и принадлежать может только враждебным Богу духам – то есть падшим ангелам.

Ну а черти и вовсе старше христианства. Это исконные обитатели Той Стороны – силы, живущие в природе, которые не дотягивают могуществом до полноценных богов. Тролли, эльфы, джинны, домовые и водяные – это всё они.

Некоторые черти умеют вселяться в людей, вызывая болезни, в том числе и психические. Это роднит их с бесами. Но вот греховные страсти – точно не их занятие.

В христианстве они оказались тоже синонимом падших ангелов, потому что в христианстве вообще любой нечеловеческий дух обязан быть ангелом – либо святым, небесным, либо наоборот.

В результате получился своеобразный диссонанс.

Восстание Люцифера – история из дуалистического мира, где сатана – величайший из сотворённых созданий, второй после Бога. Он и его союзники – сияющие силы небес, променявшие свет на тьму, из чуда ставшие чудовищами, но не утратившие ни могущества, ни величия. Если не тёмные боги, то уж точно титаны.

От таких ожидаешь действий соответствующего масштаба. Как в Вархаммере, где любой демон, прорвавшийся в реальность – угроза как минимум планетарного уровня. Или как в «Розе мира», где иггвы и уицраоры направляют сам ход истории, чтобы преумножать человеческие страдания и питаться ими.

Но вместо этого они посвящают всё своё время и силы тому, чтобы подбрасывать счетоводу Васильеву мысли о жене соседа Григория. Или, когда никто не видит, греметь тарелками в его квартире.

С этим диссонансом христианские авторы так и не смогли ничего поделать, да и не пытались. Он удобен по многим причинам.

Осознание, что не только всемогущему Богу, творцу неба и земли, но и тёмным титанам есть дело до твоих мыслей и мелких поступков, приятно чешет самолюбие и даёт возможность ощутить свою важность для мироздания.

Тем, кто чересчур боится бесов, можно напоминать, что они бессильны против креста и молитвы, и любой верующий может их гонять. Тем, кто их не боится – что вообще-то они были ангелами и слабейший из них одним когтем может перевернуть всю землю. Просто Бог им не позволяет. Обычно.

А для нравственных историй получается отличная мораль – посмотрите, какими они были и какими стали. Вот злонравия достойные плоды!

Tags: массовая культура, размышлизмы, религиозные штудии, сила слова
Subscribe

Posts from This Journal “сила слова” Tag

  • Говори и пиши правильно

    Меня в последнее время стали раздражать выражения, в которых содержится скрытая теория. Например, когда говорят, что телепатия – это чтение…

  • Командир сказал «суслик», и никаких хорьков!

    Ещё в статье о минимальной магической теории я писал, что, если говорить о практике, то магия – это то, что люди считают магией. Практически…

  • Под властью коварного предлога

    Предлог «в» – не то, чем кажется. Притворяясь обычной звонкой согласной, он несёт верную службу в грамматике русского языка. Но…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments

Posts from This Journal “сила слова” Tag

  • Говори и пиши правильно

    Меня в последнее время стали раздражать выражения, в которых содержится скрытая теория. Например, когда говорят, что телепатия – это чтение…

  • Командир сказал «суслик», и никаких хорьков!

    Ещё в статье о минимальной магической теории я писал, что, если говорить о практике, то магия – это то, что люди считают магией. Практически…

  • Под властью коварного предлога

    Предлог «в» – не то, чем кажется. Притворяясь обычной звонкой согласной, он несёт верную службу в грамматике русского языка. Но…