Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Еще раз о посвящениях

Шаманизм основывается на идее индивидуальной встречи с Силой. Для этого требовалось уединение, пост, бдение, а иногда и куда более жестокие испытания, связанные с болью и увечьями. Я, впрочем, склонен думать, что калечащие посвящения — скорее результат разложения и упадка древних верований.

Тут нужно сделать отступление. Чтобы понять шаманизм, нужно смотреть на ту его стадию, которая отражена в сказках и легендах, а не на современные шаманские практики. Вершина развития шаманизма была достигнута еще на рубеже нашей эры, а дальше начался повсеместный упадок. Где-то шаманы вернулись к более примитивным верованиям, где-то начали активно пользоваться наркотическими веществами, и почти везде стали прибегать к фокусам и трюкам.

Раньше шаманы верили в существование мириадов духов повсюду, и могущество шамана измерялось тем, сколько у него духов-помощников и насколько они влиятельны. Помощников шаман получал при посвящении. Они приходили к нему, и он либо побеждал и подчинял их, либо как-то с ними договаривался.

Но затем пришло понимание, что Сила едина и неделима, и любой дух — всего лишь один из обликов, в которых она может представать. А значит, дух-помощник превратился из отдельного существа, помогающего шаману, в интерфейс доступа к Силе. Могущество шамана стало определяться глубиной его связи с Силой.

Дух камня сам по себе дает ограниченный доступ. Но если ты начал понимать, что этот дух — только частное проявление богини земли, охватывающей своим телом все мироздание, то и доступ у тебя будет намного серьезнее. Или, как говорят сейчас в эзотерических кругах, канал будет шире.

Имена и облики духов-помощников нельзя было разглашать непосвященным, иначе шаманы-конкуренты могли бы причинить им вред или переманить на свою сторону. Да и сами помощники не очень-то любили огласку.

А вот другой посвященный может получить доступ к Силе через тот же интерфейс, и это даже полезно. Это уже тотемизм, пользуясь старой этнографической терминологией. Тотем — в сущности, и есть дух-помощник, найденный когда-то шаманом-основателем и передающийся его ученикам и потомкам при посвящении.

Иногда «помощником» может стать даже сам шаман-основатель, если он уже умер и перешел в мир духов. Тогда традиция строится на том, что каждый новый ее участник сохраняет связь с поколениями ушедших — своих предков либо по крови, либо по посвящению.

Если проще, то посвящение в уже существующую традицию заключается в том, что тебе помогают пережить состояние контакта с Силой, объясняют, как входить в это состояние в дальнейшем, и обучают методам работы с ней — ритуалам и заклинаниям. Дальше твое возрастание в шаманстве — уже полностью твоя задача. Потенциально у тебя уже есть полный доступ, и чем лучше ты будешь понимать и активнее практиковать методы, тем шире будет твой «канал связи».

Со временем многие стали считать, что именно ритуалы и заклинания и обладают силой сами по себе. Такая вера даже называется сейчас в православии магизмом и считается отличительной чертой мага.

Но в действительности «магизм» свойственен только тем, кто мало что в магии понимает. Все остальные знают, что ритуалу нужен источник Силы — и тут возможны только три варианта.

Индивидуальное посвящение позволяет магу получить постоянный доступ к Силе. Ритуал жертвоприношения — одноразовый, только на время ритуала (или до следующего регулярного ритуала). В любой традиции то, чем ты жертвуешь, и то, как именно ты это делаешь, определяет, какая Сила будет привлечена твоим обрядом, и что ты сможешь с ее помощью сделать. Это происходит автоматически, благодаря симпатическим связям, пронизывающим все сущее.

Наконец, религии Закона полагают, что Бог установил единственно возможный способ для всего на свете, и обряды, совершенные легитимными жрецами, будут действенными в силу соответствия Закону. Соответственно, вместо посвящения в них есть только процедура провозглашения человека легитимным жрецом.


Современная система Рейки соответствует шаманским принципам на все сто процентов. Есть основатель — в данном случае доктор Микао Усуи. Он получил Силу, медитируя двадцать один день на священной горе. Этот интерфейс его ученики теперь передают другим.

Ритуалов и заклинаний нет, но есть символы Рейки. Самое интересное, что это полностью заслуга третьей главы школы Хавайо Такаты. Она их создала, но ввела в миф об основании школы. Согласно этому мифу, когда Усуи познал Рейки, перед ним в радужных пузырьках проплыли символы, а он их запомнил.

Существовал ли в действительности сам Усуи — неизвестно. История школы реально прослеживается только до отставного офицера Чуджиро Хаяши, который инициировал саму Такату. Но для индивидуального обретения Силы это и не принципиально. Миф об основателе скорее помогает настроиться на нужный лад, а интерфейс доступа будет работать одинаково вне зависимости, был ли он у кого-то вообще до того, как тебе его дали.

Рейки выбивается из общего ряда только тем, что, в явном подражании христианству, вводит три ступени посвящения. Первая дает базовый доступ, вторая делает «священником», которому доступны продвинутые методики лечения на расстоянии, и наконец, после третьего, самого дорогостоящего посвящения адепт становится «епископом» (мастером) и может сам посвящать других.


Популярные ныне скандинавские руны имеют полностью то же происхождение. Согласно Старшей Эдде, великий бог-шаман Один сам себя повесил на дереве и пронзил копьем, чтобы обрести силу. Девять дней и девять ночей висел он на этом дереве, пока, наконец, ему не явились руны. Очень похоже на историю Усуи, с поправкой на свирепый скандинавский колорит.

Был ли когда-нибудь реальный прототип у Одина — неизвестно и не важно. Германцы использовали руны для гадания еще во времена Римской империи, но, во-первых, их значения до нас не дошли, а во-вторых, магическое использование рун явно началось парой-тройкой столетий позже, в раннем средневековье. Именно к этому времени относятся древнейшие рунные вязи и гальдраставы.

Законы современной рунической магии были фактически созданы в 19 веке на основе обрывков дошедших до нас сведений. Однако последователи этой традиции уверяют, что только правильный Футарк будет работать, и то, что их руны работают, есть важнейшее доказательство их правильности.


Итак, уже понятно, как устроено типичное посвящение и каков его смысл. Однако остается открытым важный вопрос. Каково соотношение «психологии» и «магии» в этом действии?

Возможны два варианта ответа. Согласно одному, обычный человек не имеет вовсе никакой связи с Силой. Его доступ по умолчанию не то что нулевой, а вовсе отсутствует. Чтобы изменить это положение, и нужно посвящение — либо самостоятельное, как у шаманов, либо полученное через устоявшуюся традицию.

Тогда посвящение действительно добавляет человеку возможность, которой у него раньше не было. Подключает его к каналу, как чаще говорят сегодня.

Мнение сторонников Закона лежит в том же русле, только они полагают, что разрыв между человеком и Силой непреодолим, а потому и посвящение не добавляет ничего нового, а просто помещает посвященного в иерархию служения той или иной Силе. Как правило, они при этом уверены, что их жрецы служат Богу, а все остальные (в особенности маги) — служители темной и злобной силы, противостоящей Истине.

Однако лично мне ближе другой вариант. В конце концов, все традиции сходятся на том, что у человека есть собственная душа, способная существовать вне тела в качестве самостоятельного духа. А раз любой дух есть интерфейс связи с Силой, следовательно, у каждого из нас уже есть полный доступ, но использовать мы его можем только неосознанно, не понимая, что делаем, и, конечно, не на все сто процентов.

Посвящение при этом становится чем-то вроде обучения языку. Любой человек потенциально способен говорить и понимать речь. Более того, любой ребенок обучается этому самостоятельно. Если растить детей, не общаясь с ними вовсе (такой жестокий эксперимент ставил некогда фараон Псамметих), то и тогда они создадут нечто вроде собственного языка, чтобы подавать друг другу сигналы и выражать свои эмоции.

Но наличие рядом взрослого, владеющего уже сложившимся языком и желающего поделиться им, дает, естественно, огромное преимущество. Структура языка становится основой для структуры разума, так что говорящий человек по определению разумнее неговорящего.

В английском до сих пор «глухонемой» и «умственно неполноценный» обозначаются одним и тем же словом dumb: пока глухих детей не научились обучать речи, все они вырастали немыми, понимали только примитивные жесты, а потому и в умственном развитии сильно отставали. И при этом физически их мозги ничем не отличались от мозгов обычных детей — умственное отставание было вызвано только тем, что без языка они не могли полностью использовать свой доступ к могуществу разума.

В магии, конечно, все не так печально. Ни одна существующая магическая система не достигает сложности и универсальности естественного разговорного языка — они, продолжая аналогию, скорее на уровне простейшего ассемблера или неуклюжих пиджин-жаргонов «моя твоя понимай нет». А потому и посвящение не дает никаких недостижимых иным способом преимуществ — ни сразу, ни в перспективе.

Но со временем многое может измениться. И тогда, быть может, появятся системы, посвящение в которые действительно будет возвышать мага на несколько уровней над пределом, достижимым для самоучки.
Tags: метафизика, религиозные штудии
Subscribe

  • Введение в ритуальную силу

    У меня уже много лет есть цель – создать минимальную инструментальную теорию магии. Что это значит? Минимальной я называю теорию, из которой…

  • Ключ к европейскому колдовству

    Если прочитаешь достаточно много исследований, касающихся европейских народных верований о колдовстве и ведьмах, постепенно начнёшь замечать, что…

  • Встаньте, дети, встаньте в круг...

    Средневековый маг чертит круг на полу. Он будет призывать демона. На время ритуала круг станет кусочком Иного Места, будет принадлежат…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments