anairos

Categories:

Мой комментарий к записи «Жрецы и не жрецы» от myrngwaur

Красивое рассуждение, но исторически так почти нигде и никогда не было. Вы опять смешиваете в кучу разные понятия.

Есть традиции Откровения. Там всё строится вокруг мифа о пророке-основателе, который находился в непосредственном контакте с божеством и принёс от него, собственно, откровение. Откровение может быть записанным, а может быть неписаным, но оно есть, и изменению оно не подлежит. Жрецы хранят ортодоксию, принесённую основателем.

Это христианство, это иудаизм, это зороастризм. Даже римская религия такова — правила взаимодействия с богами установлены Нумой Помпилием, первым и последним, кто с богами разговаривал. Дальше небесная воля выражается только через знамения и оракулы.

В традициях Откровения конфликт между пророками и жрецами происходит на довольно поздней стадии. Там всё наоборот — когда традиция начинает понемногу разлагаться, появляются пророки, претендующие на контакт с божеством и новое откровение от него. Так было в иудаизме, собственно, во времена пророков. Так было в христианстве на протяжении почти всей его истории. Так было в индуизме: кризис брахманской ортодоксии в первом тысячелетии до нашей эры привёл к появлению "философии" Упанишад, буддизма, джайнизма — и, в конечном счёте, к рождению индуизма, каким мы его теперь знаем.

А есть традиции исторически сложившиеся. Это практически все остальные религии. И там момент конфликта между шаманами и жрецами — собственно, момент рождения самой традиции. Он происходит на очень ранней стадии, настолько доисторической, что до нас только в некоторых случаях доходят легенды, как это было.

Одна такая легенда записана у центральноамериканских индейцев. Там с неба пропадает солнце, и шаманы всеми своими песнями и танцами не могут его вернуть. Тогда жрецы устанавливают ритуалы, распределяют роли служителей, и все вместе выводят людей в новый мир к новому солнцу. Очень показательный текст. И самое в нём показательное, что он повествует о додревних временах, задолго до прихода белых.

Собственно, даже в Шумере и Египте мы уже находим жрецов не как людей с мистическим опытом, а как исполнителей ритуалов и хранителей ортодоксии. Там конфликт шамана и жреца, очевидно, произошёл ещё в дописьменную эпоху.

А вот в синто реформа произошла куда позже. Там мико ещё относительно недавно были пророчицами, наподобие пифий, и уже на исторической памяти стали просто храмовыми служительницами. Так что это, наверное, единственный пример, который хоть как-то укладывается в вашу схему. Ну, может быть, кроме зороастризма ещё, тут не могу судить.

Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded