Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Неизбежное зло

У христианских апологетов 19-20 веков была одна любимая тема, которую они часто упоминали. Человек, избавившись от идеи Бога, непременно приходит к обожествлению себя.

Это и в самом деле практически всегда так и есть. Человеку нужен Бог, и не просто абстрактная Истина.

Бог – непостижимая тайна за пределами познания. Бог – предельная сила, властная над всем и неподвластная ничему. Но у Него есть воля. Он открывается нам по собственному желанию и предлагает путь, каким мы можем достигнуть Его.

И если религия отказывается от Бога, должность непостижимой тайны и верховной силы занимает человек. Всё, что при старых порядках казалось проявлением божественного в нас, при новых делается признаками нашей собственной божественности.

У этой религии человекобога есть два основных варианта.

Либо обожествляется человек как образ – те качества и свойства, что делают его человеком, выделяют из прочего творения. Разум, воля, сознание – всё это Бог в тебе, это высшее, что может существовать во вселенной. Если кто-то, кроме человека, и заслуживает звания божественности, то только другие, более развитые существа, в которых эти качества достигли совершенства, а противоположные им полностью отсутствуют.

Либо новым Богом становится человечество как единство. Когда-нибудь оно достигнет всемогущества, всеведения и бессмертия. Оно пересоздаст вселенную по своему плану и сотворит новую разумную жизнь по своему образу и подобию.


Но это работает и в противоположную сторону.

Мы хотим жить в мире, где есть дьявол – изначальная злая воля, первопричина страданий.

Желательно ещё, чтобы он был отличен от Бога – слишком безрадостно жить в мире, творец которого заставляет свои творения страдать или попросту равнодушен к их крикам. Если дьявол – не то же, что Бог, то у нас есть надежда, что когда-нибудь мир изменится, и зло будет истреблено из него.

И точно так же, если мы по любым причинам отказываемся верить в дьявола, на его место автоматически становится человек.

Механизм в точности тот же: всё, что было силой дьявола, действующей в тебе, теперь становится признаком твоего собственного зла.

Более того, там всякий раз оказываются те же два варианта.

Первый называет корнем зла и страдания человеческое в человеке. Свободную волю, позволяющую нам делать неверный выбор. Разум, обманывающий нас ложными представлениями. Желания, привязывающие нас к миру и заставляющие менять его своими поступками. Плоть, подверженную страстям и слабостям и мешающую духу вернуться к Первоисточнику.

Второй считает истинным злом человечество в целом с его цивилизацией, техникой, институционализированным насилием и прочими гримасами капитализма, нарушающими естественный природный порядок.


О том, что религия человекобога патологична и разрушительна по своей природе, апологеты писали много и красноречиво.

Но религия человекодьявола – которой придерживаются в том числе и многие христиане – ничуть не лучше. В любом своём варианте.

Такая религия предлагает своим последователям путь истребления человеческого – в себе или в мире – как единственный способ спасения и исправления. Иначе как самоубийством это назвать невозможно.

Tags: религиозные штудии
Subscribe

Posts from This Journal “религиозные штудии” Tag

  • Мотивы для инквизитора

    Тут уважаемый myrngwaur опубликовал великолепную рецензию на цикл Скотта Бэккера «Второй Апокалипсис». Если вы её ещё не…

  • Гримуары Индостана

    От русской магии вернёмся на Восток, в Индию. Но прежде чем говорить об индийской магии, придётся сказать несколько слов о самой Индии. Думаю, для…

  • Мой дорогой невидимый друг

    Недавно, разбирая исследования позднеантичной гоэтии, я наткнулся там на термин, который здорово помог мне упорядочить свои представления об этой…

  • Рождение триады

    Работа над статьёй «Просветлённые чародеи» навела меня на некоторые мысли. Ритуальные специалисты западного мира пытались оправдать,…

  • Просто понравились цитаты

    Из сборника ANCIENT MAGIC AND RITUAL POWER, BRILL ACADEMIC PUBLISHERS, INC. BOSTON · LEIDEN 2001 Итак, римляне преследовали христиан,…

  • Просветлённые чародеи

    Поговорив о магии в исламском мире, логично теперь обратить свои взоры на третью мировую религию – буддизм. Обращать там есть на что, так что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments

Posts from This Journal “религиозные штудии” Tag

  • Мотивы для инквизитора

    Тут уважаемый myrngwaur опубликовал великолепную рецензию на цикл Скотта Бэккера «Второй Апокалипсис». Если вы её ещё не…

  • Гримуары Индостана

    От русской магии вернёмся на Восток, в Индию. Но прежде чем говорить об индийской магии, придётся сказать несколько слов о самой Индии. Думаю, для…

  • Мой дорогой невидимый друг

    Недавно, разбирая исследования позднеантичной гоэтии, я наткнулся там на термин, который здорово помог мне упорядочить свои представления об этой…

  • Рождение триады

    Работа над статьёй «Просветлённые чародеи» навела меня на некоторые мысли. Ритуальные специалисты западного мира пытались оправдать,…

  • Просто понравились цитаты

    Из сборника ANCIENT MAGIC AND RITUAL POWER, BRILL ACADEMIC PUBLISHERS, INC. BOSTON · LEIDEN 2001 Итак, римляне преследовали христиан,…

  • Просветлённые чародеи

    Поговорив о магии в исламском мире, логично теперь обратить свои взоры на третью мировую религию – буддизм. Обращать там есть на что, так что…