Это и в самом деле практически всегда так и есть. Человеку нужен Бог, и не просто абстрактная Истина.
Бог – непостижимая тайна за пределами познания. Бог – предельная сила, властная над всем и неподвластная ничему. Но у Него есть воля. Он открывается нам по собственному желанию и предлагает путь, каким мы можем достигнуть Его.
И если религия отказывается от Бога, должность непостижимой тайны и верховной силы занимает человек. Всё, что при старых порядках казалось проявлением божественного в нас, при новых делается признаками нашей собственной божественности.
У этой религии человекобога есть два основных варианта.
Либо обожествляется человек как образ – те качества и свойства, что делают его человеком, выделяют из прочего творения. Разум, воля, сознание – всё это Бог в тебе, это высшее, что может существовать во вселенной. Если кто-то, кроме человека, и заслуживает звания божественности, то только другие, более развитые существа, в которых эти качества достигли совершенства, а противоположные им полностью отсутствуют.
Либо новым Богом становится человечество как единство. Когда-нибудь оно достигнет всемогущества, всеведения и бессмертия. Оно пересоздаст вселенную по своему плану и сотворит новую разумную жизнь по своему образу и подобию.
Но это работает и в противоположную сторону.
Мы хотим жить в мире, где есть дьявол – изначальная злая воля, первопричина страданий.
Желательно ещё, чтобы он был отличен от Бога – слишком безрадостно жить в мире, творец которого заставляет свои творения страдать или попросту равнодушен к их крикам. Если дьявол – не то же, что Бог, то у нас есть надежда, что когда-нибудь мир изменится, и зло будет истреблено из него.
И точно так же, если мы по любым причинам отказываемся верить в дьявола, на его место автоматически становится человек.
Механизм в точности тот же: всё, что было силой дьявола, действующей в тебе, теперь становится признаком твоего собственного зла.
Более того, там всякий раз оказываются те же два варианта.
Первый называет корнем зла и страдания человеческое в человеке. Свободную волю, позволяющую нам делать неверный выбор. Разум, обманывающий нас ложными представлениями. Желания, привязывающие нас к миру и заставляющие менять его своими поступками. Плоть, подверженную страстям и слабостям и мешающую духу вернуться к Первоисточнику.
Второй считает истинным злом человечество в целом с его цивилизацией, техникой, институционализированным насилием и прочими гримасами капитализма, нарушающими естественный природный порядок.
О том, что религия человекобога патологична и разрушительна по своей природе, апологеты писали много и красноречиво.
Но религия человекодьявола – которой придерживаются в том числе и многие христиане – ничуть не лучше. В любом своём варианте.
Такая религия предлагает своим последователям путь истребления человеческого – в себе или в мире – как единственный способ спасения и исправления. Иначе как самоубийством это назвать невозможно.