Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Сила и характер

Сверхъестественные способности – инструмент рассказчика. У хорошего автора они не только помогают решать сюжетные задачи – они что-то говорят нам о своём обладателе и мире, в котором он живёт.

И я заметил, что у автора есть два основных способа их использовать.

Первый, знакомый и очевидный – способности персонажа становятся продолжением самых ярких и сильных черт его характера. Своей магией он выражает себя.

«Огненные» силы связаны с яркими эмоциями и импульсивностью. «Каменный» персонаж упрям и надёжен. «Воздушный» – лёгкий человек во всех смыслах.

Прирождённому бойцу подойдёт сила и прочность. Скрытному – невидимость или телепортация. Добросердечному – дар целителя. Обманщику и интригану – власть иллюзий.

Каким бы ни был персонаж – сверхъестественные силы делают его ещё более таким.

Иногда авторы пытаются переломить этот шаблон, сделав характер героя полной противоположностью ожидаемому. Пусть целитель будет садистом, помешанным на власти и мести, а некромант настолько любит всё живое, что пытается победить саму смерть.

Такое негативное отражение, несомненно, вносит разнообразие. Но по сути это вариация на ту же тему: способности усиливают в своём обладателе то, что и так было сильным.

Гораздо интереснее альтернативный путь.
Сверхспособности выражают не сильные стороны персонажа, а слабости. В них он находит то, чего ему, как человеку, недостаёт. Ими он компенсирует свои страхи и комплексы.

Способность подчинять людей вполне может достаться жалкому ничтожеству, у которого и близко нет ничего напоминающего собственную харизму. Другие находят себе друзей и союзников обаянием и добрым сердцем – он вынужден полагаться только на магию.

А кому в этом случае можно дать физическую мощь и неуязвимость? Правильно, персонажу-перестраховщику, который всегда боится, что не справится, и способен провалить задание, потому что чересчур тщательно к нему готовился.

Когда-то у меня была идея создать цикл рассказов, посвящённых артефактам. Артефакты там рождались из неисполнимых желаний. Сила желания концентрировалась в них и превращалась в волшебство. Если такой предмет после смерти создателя попадал в руки другому человеку с таким же желанием, то давал возможность исполнить его – но дорогой ценой.

Одним из ключевых предметов должен был стать пояс Кассандры. Помните, в чём состояла главная проблема этой ясновидящей царевны? Значит, легко догадаетесь, какую именно способность даровал носителям её пояс.

Потом случились «Хранилище 13» и «Библиотекари», идея перестала быть оригинальной, а потому утратила и привлекательность.


Один из лучших примеров такой «магии слабостей» – цикл «Врата Смерти» Уэйсс и Хикмена. Авторы прямым текстом говорят, что волшебство разных народов компенсирует то, в чём они слабы.

Эльфы от природы духовны, они обожают поэзию и музыку. Их магия даёт им недостающую власть над материальным. Она позволяет создавать магические устройства.

Люди, напротив, приземлены и грубоваты, они предпочитают работать с вещами. Только волшебством они способны проникать в сферу духовного.

Эльфы строят летающие корабли из костей и шкур драконов. Люди зачаровывают драконов, чтобы летать на них. Эльфы создают волшебное оружие, разящее врагов огнём и молниями. Людские волшебники творят иллюзии, способные погрузить противника в воспоминания – или кошмары.

Гномы в этом сеттинге настолько гармоничны, что у них вообще нет никакой магии. Им и так неплохо.

Главный конфликт в этом мире – между двумя народами полубогов, сартанами и патринами.

На первый взгляд сартаны кажутся симпатичнее. Они миролюбивы, доброжелательны, мудры, одеваются в белое. Их магия основана на абстрактных концепциях, а пробуждается пением и танцами. Она получает силу от веры и надежды, и потому может творить невероятные чудеса.

Патрины, напротив – агрессивные варвары. Волшебные руны они татуируют прямо на своих телах и вырезают на оружии, а в одежде предпочитают чёрную кожу. Магия патринов – приземлённая, она даёт непосредственную власть над вещами и позволяет изменять их как угодно. В незапамятные времена патрины пытались захватить мир, но потерпели поражение, оказались на долгие века заточёнными в чудовищный Лабиринт, а теперь вырвались и жаждут реванша.

Но чем дальше читаешь, тем лучше понимаешь, что и они – не исключение из общего правила.

Сартанам недостаёт понимания и сострадания. Они эгоцентричны, упрямы, не приемлют компромиссов, не любят сотрудничества, а благие намерения постоянно заводят их не туда. Оказавшись перед угрозой поражения, они предпочли уничтожить мир, лишь бы не отдавать его врагу. Создав Лабиринт, они сослали туда не только побеждённых патринов, но и тех из своих, кто не был согласен с таким решением.

Патрины же, при всей своей брутальности, построили общество, основанное на уважении и взаимопомощи, где каждый – полноценная самостоятельная личность, и в то же время все едины и поддерживают друг друга. Замкнутый круг, в котором нет границ и разделений – главный символ их магии, основа их бытия.

Чтобы колдовать вместе, сартаны поют хором под руководством лидера. Патрины берутся за руки, замыкая цепи рун.

Tags: массовая культура
Subscribe

Posts from This Journal “массовая культура” Tag

  • Легенды каменного города

    И спросил благодетель: "А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю?" И, тряхнув волосами, Ответили зодчие:…

  • И снова скальд чужую песню сложит...

    Сегодня у нас будет полный оффтоп, потому что я хочу поделиться с вами своим хобби. Да, так иногда бывает – у айтишника по образованию,…

  • Судьба автора

    Как известно любому автору, книгу невозможно контролировать. Ты мог писать её в надежде передать ясное и недвусмысленное послание, что-то такое, что…

  • Минутка воспоминаний: Автор, который испугался

    Этот пост был опубликован 5 лет назад.

  • Вдогонку Льюису

     Цитата из «Английской литературы 16 века» Льюиса навела меня на некоторые мысли по поводу волшебства в историях. Льюис верно подметил,…

  • Запишу для памяти

    Только упорное предубеждение относительно этого времени может не дать нам заметить определённую перемену, происходящую с художественными текстами…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments

Posts from This Journal “массовая культура” Tag

  • Легенды каменного города

    И спросил благодетель: "А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю?" И, тряхнув волосами, Ответили зодчие:…

  • И снова скальд чужую песню сложит...

    Сегодня у нас будет полный оффтоп, потому что я хочу поделиться с вами своим хобби. Да, так иногда бывает – у айтишника по образованию,…

  • Судьба автора

    Как известно любому автору, книгу невозможно контролировать. Ты мог писать её в надежде передать ясное и недвусмысленное послание, что-то такое, что…

  • Минутка воспоминаний: Автор, который испугался

    Этот пост был опубликован 5 лет назад.

  • Вдогонку Льюису

     Цитата из «Английской литературы 16 века» Льюиса навела меня на некоторые мысли по поводу волшебства в историях. Льюис верно подметил,…

  • Запишу для памяти

    Только упорное предубеждение относительно этого времени может не дать нам заметить определённую перемену, происходящую с художественными текстами…