Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Сердце веры — 2, или Почему Библия не довод

В первой статье «Сердце веры» я писал, почему нельзя сравнивать между собой религии, сравнивая поступки их приверженцев. Вкратце — потому, что в любой развитой религии есть основополагающая идея, показывающая идеальное состояние человека и мира. Любой поступок, способствующий достижению этого идеала, будет считаться приемлемым, даже если он жесток и бесчеловечен. В результате большинство людей, став приверженцами той или иной веры, продолжают делать практически то же самое, что и раньше, только теперь с другой целью и мотивацией.

Второй критерий, по которому религии пытаются сравнивать — слова их священных книг. Собственно, их часто противопоставляют поступкам. Например, противники ислама массово цитируют кровожадные призывы из Корана и хадисов, а мусульмане в ответ указывают на случаи, когда их единоверцы проявляли чудеса милосердия и человеколюбия, и напоминают, что это поведение тоже предписано Кораном.

Собственно, из этого уже понятно, что Писание — тоже само по себе не довод. Ни одна религия не живет буквально по своему Писанию. И это не лицемерие, а неизбежный и логичный факт.

Вытекает он, собственно, именно из того, что любая религия Книги считает ее источником вечных объективных истин духовного мира, изреченных Богом на все времена. А значит, высказанные там принципы должны оставаться верными всегда и всюду.

Между тем любой верующий, если он не бездумный фанатик, осознает, что Писание было даровано определенным людям в определенной исторической ситуации. Библия вообще составлялась разными людьми на протяжении столетий и, как сейчас полагают, была в конечном итоге собрана из четырех вариантов. И варианты эти расходились между собой куда сильнее, чем четыре Евангелия Нового Завета.

Поэтому в любой религии Книги возникает специфическая ветвь богословия. Это полноценная наука толкований, относящаяся к тексту Книги точно так же, как физик относится к окружающему миру. Содержащиеся в ней знания необходимо обнаружить, извлечь и изложить в понятных для современника терминах.

И даже при сохранении сердца веры образ жизни последователей одного и того же Писания может различаться до неузнаваемости. Полудикие жестокие фанатики-ваххабиты чтут тот же Коран и того же Пророка, что и просвещенные веротерпимые халифы средневекового Багдада, покровители наук и искусств. Они в равной степени добрые мусульмане, их поступки равно угодны сердцу веры ислама и равно обоснованы Книгой.

Иудаизм времен Первого Храма — совершенно не та же религия, что иудаизм времен Иисуса, а современная вера евреев и вовсе не похожа ни на то, ни на другое. Но Танах остался тем же, сменились только толкования.

Это тот же процесс, который идет в науке. Мир во времена Галилея двигался так же, как и во времена Эйнштейна, но представления о нем — толкования, которые давали ученые великой Книге Природы — поменялись с тех пор не раз и не два.


После этого, конечно, любой вправе спросить: «Если нельзя сравнивать религии по делам их адептов, и нельзя сравнивать религии по словам их Писаний, то как их тогда вообще сравнивать?».

А сравнивать можно только сердца веры разных религий. Не моральные предписания, не ритуальные правила — все это может меняться — а идеальное состояние, к которому эта религия призывает.

Сравнить, например, христианскую Вечную Церковь, Тело Христово, составленное из единых в любви и вере рабов Божьих, с буддийским архатом, пребывающим в вечном «нигде» и не нуждающимся ни в какой компании. Или с буддийским же бодхисатвой, который без устали трудится, чтобы спасти мириады живых существ из колеса сансары, при этом отлично понимая, что в действительности спасать некого, не от чего и незачем. Или с живым божеством, достигшим полного осознания своей природы, полной реализации своей духовной силы, и потому ставшим частью законов вселенной — есть и такой идеал, и он тоже заслуживает внимания.

Другое дело, что, чтобы понять, каково сердце той или иной веры, ее придется долго и вдумчиво изучать, а в идеале — еще и практиковать. Это сложнее, чем просто пробежать глазами Писание или поискать в учебнике истории или хронике новостей.
Tags: метафизика, простые истины, религиозные штудии
Subscribe

  • Минутка воспоминаний: о проявлениях Бога

    Эту статью я выложил третьего марта восемь лет назад. Сейчас мне подкинул её робот, и я её с удовольствием перечитал. Как обычно, не со всем…

  • Милостивые и милосердные

    Мысли приходят внезапно и из неожиданных источников. Кто бы мог подумать, что просмотр двух коротких отрывков из аниме – популярных, но не…

  • Поговорим о странностях любви

    Мне в очередной раз встретился на просторах интернета крик души: «Ну почему, люди, вы хотите одно, а выбираете другое?». И дальше…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments