Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Волшебное ремесло: грамматика ритуала

В статье «Введение в ритуальную силу» я описал простейшую структуру любого магического ритуала. Но структура – ещё не всё. Её нужно ещё как-то воплотить.

И для этого тоже есть свои правила – нечто вроде словаря и грамматики ритуальных символов, образов и жестов. Они появляются в магических техниках сплошь и рядом, потому что они действуют – действуют прежде всего на самого практика. Меняют сознание, передают смыслы, формируют нужные представления. Настраивают на соучастие с миром.

Исследователи время от времени пытаются свести этот словарь в единую систему – и уж точно такие попытки несколько раз предпринимали разные оккультисты. Мои цели куда скромнее. Я просто хочу показать здесь, что словарь есть, и продемонстрировать некоторые его приёмы.

Для примера разберём один конкретный ритуал.

Его происхождение само по себе достаточно интересно, но это довольно длинная история, поэтому я спрячу её под спойлер.

[история одного гримуара]Евреи уважают книги. Особенно сильно они их уважали во времена до изобретения печатного станка. Даже если книга пришла в негодность, её не выбрасывали и не сжигали, а «хоронили» в особом помещении – генизе.

Для археологов находка новой, нетронутой генизы сравнима с открытием нового города или кладбища. Материалы, найденные там, могут кормить исследователей ещё сто лет.

Так получилось и с каирской генизой, доставшейся учёным в 19 веке. Там в кучах обнаружились документы с 9 по 19 столетие. Их сортируют, изучают и публикуют до сих пор.

Как вы понимаете, целых книг там оказалось немного – практически всё в обрывках и в не слишком читаемом состоянии. Однако благодаря сухому пустынному климату страницы всё же сохранились лучше, чем в генизах других египетских синагог.

По материалам каирской генизы была восстановлена целая мистическая школа – теперь её труды именуют «литературой Хехалот» (или Хейхалот).

В числе прочего нашлись и листы, где были изложены советы и предписания откровенно магического толка. В 1963 году еврейский исследователь Мордехай Маргалиот предположил, что они составляли когда-то единый текст. Этот текст он к 1967 году восстановил и назвал «Сефер-ха-Разим», то есть «Книга тайн».

По мнению Маргалиота, Сефер-ха-Разим была написана в 3-4 веке нашей эры. Другой известный исследователь, Итамар Грюнвальд, считает, что позже – в 7-8 веке. В любом случае, гримуар этот достаточно древний, не чета массовым изданиям 18-19 столетия. Когда его писали, к магии относились более чем серьёзно.


Итак, перед нами приворотный ритуал из гримуара «Сефер-ха-Разим».


Если желаешь говорить с луной или звёздами о любой вещи, возьми белого петуха и тонкой муки. Заруби петуха и собери его кровь в живую воду. Замеси тесто из муки с водой и кровью, сделай три лепёшки и положи их на солнце, и напиши на них кровью имена ангелов пятой стоянки и имя их надзирателя, и положи все три на столе из миртового дерева.

Встань лицом к луне или звёздам и скажи: «Заклинаю вас привести созвездие такого-то и звезду его к звезде и созвездию такого-то, чтобы связать любовь его с сердцем такого-то, сына такого-то».

Скажи также: «Вложи огня от огня твоего в сердце такой-то, чтобы оставила она дом отца и матери её из любви к такому-то, сыну такого-то».

Затем возьми две из лепёшек и положи их вместе с петухом в новый сосуд в форме веретена; запечатай устье его воском и скрой в месте, где не светит солнце.


Если вы обратили внимание, что заклинания, кажется, непоследовательны в плане пола, то это не моя ошибка – так в тексте. Приворотные чары поздней античности и раннего средневековья не всегда привязывают друг к другу людей разного пола. И дело тут не только в гомосексуализме, но ещё и в том, что той же самой магией пытались завоевать расположение начальства. Мог и раб «привораживать» хозяина, чтобы стать его любимцем.

Как и другие рецепты «Сефер-ха-Разим», этот до жути эклектичен. Безвестный меххашеф собрал воедино всё магическое, что смог вспомнить. Высокое тут мешается с низким, астрология – с колдовством. Ортодоксальному иудею стало бы плохо от такого наглого попрания Закона. Но, очевидно, автор ортодоксом не был.

И тем не менее в безумии есть система. Её высокие и низкие элементы стыкуются между собой, передавая общий смысл, и каждый находится на своём месте. Получается нечто вроде творения художника-постмодерниста, который собирает кучу мусора так, чтобы при взгляде с определённого угла получался слон.

Чтобы распутать это заклинание, нужно начинать не с начала, а с середины. Любому волшебству необходим источник силы – та часть, которая соединяет практика с иным миром. Это и есть центр, основа, вокруг неё накручивается всё остальное.

Здесь основа, несомненно, астрологическая. Практик обращается за помощью к луне и звёздам. Это сразу помещает его ритуал в почтенную область натуральной магии. Мы не призываем «друзей с Той Стороны», а взываем к силам, направляющим видимый мир.

Воплощением силы в пространстве ритуала становятся имена ангелов пятой стоянки. Лунные стоянки – вехи пути, который Луна проходит на небе за сутки. Пятая из них, по одному из толкований, способствует заговорам на пользу и во вред дружбе.

Самое интересное в этой части – конечно, само заклинание. Обратите внимание, как оно выражено. Практик просит соединить в небе звёзды и созвездия двух человек, чтобы и на земле сделать их единение неизбежным.

Таков подход астральной магии. Для магов этой традиции влияние звёзд и планет никогда не казалось чем-то раз и навсегда определённым. При помощи правильных слов и знаков одни «звёздные лучи» можно притянуть, другие оттолкнуть – и твоя судьба в твоих руках. Гороскоп – не более чем отправная точка, чтобы ты знал, что и как корректировать.

Но астрологическая основа окружена действиями совершенно из другой области.

Даже вторая часть заклинания уже больше похожа на народную симпатическую магию. Это там в заговорах на любовь постоянно поминается огонь в сердце.

Однако в самом ритуале огонь не задействован нигде и никак. Даже лепёшки полагается не испечь, а, судя по контексту, засушить на солнце. Земной огонь не годится там, где требуется взывать к небу – нужен огонь небесный. Солнце высушивает тесто, звёзды зажигают чужое сердце. Основная тема ритуала остаётся неизменной.

А для начала требуется убить петуха. Белого, потому что обряд обращён к небу, а не к начальствам подземного мира.

Это не жертвоприношение, как может показаться. Там отсутствует главное – призыв того, кому жертва предназначена.

Сам петух больше никак не используется, важна только его кровь. Но тем не менее, рецепт не говорит «возьми кровь белого петуха». Убийство птицы – часть обряда.

Разрушительные действия – один из стандартных «зачинов» ритуальной практики. Они символизируют переход границы. С этого момента пути назад нет. Ты в потустороннем мире, в круге ритуальной работы.

Другой стандартный зачин – собственно проведение круга, где будет проходить ритуал. Иногда их даже совмещают, тогда круг чертится кровью. Но здесь, как видим, обходятся без церемониальной границы.

Живая вода – проточная вода из чистого источника. Смешивать её со свежей кровью – настолько распространённая практика в поздней античности, что в Талмуде есть специальный запрет на это.

Кровь и вода используются для очищения. Их соединение само по себе есть ритуальный жест, увеличивающий их силу.

Добавление муки – жест в том же направлении. Мука – это хлеб, а хлеб символизирует жизнь. Лепёшка, испечённая из муки с водой и кровью – своего рода тело бога.

Правда, здесь лепёшки должны стать вместилищем силы не потусторонней сущности, а Луны в пятой стоянке. Поэтому на них и нужно написать соответствующие имена.

Этим ритуальная магия отличается от шаманства или мистицизма: практик создаёт искусственное вместилище для невидимой силы, а не становится им сам.

Не случаен и миртовый стол. У мирта в римской традиции особое значение. Если лавровым венком увенчивали победителей, то миртовый украшает голову Гименея, бога брака. Миртом увивали и статую Венеры по некоторым праздникам. В общем, это дерево любви, приязни, страсти и брачного союза.

По-английски он, кстати, называется myrtle. Ни за что не поверю, будто Роулинг случайно выбрала для своего всецело неудовлетворённого привидения такое имя.

На брак намекают и слова второго заклинания. Они взяты из Библии: «оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут оба одна плоть». У древних евреев муж переходил в семью жены, отсюда принятая у них традиция считать родство и происхождение по матери. Приворот пытается обратить эту ситуацию – пусть теперь женщина оставит родных ради любимого.

Из трёх лепёшек нужно выбрать одну, а две остальные утилизировать вместе с петухом.

Выбор – тоже важная часть ритуала. Есть много обрядов, где из нескольких предметов необходимо выбрать что-то одно. Самый известный – библейский ритуал «козла отпущения». Для него требуется привести двух животных. Одно, выбранное священником, приносят в жертву. Другое прогоняют в пустыню, чтобы оно унесло на себе грехи народа.

Акт выбора как бы концентрирует всю силу, собранную ритуалом, в том предмете, который оказался выделенным среди прочих. На иврите слово «кодеш» (святой) буквально значит «выбранный, отделённый».

Уничтожение «улик» – завершение работы, возвращение обратно в человеческий мир. Поскольку практик обращался к небесам, материалы придётся скрыть в сосуде и закопать туда, где их не увидит даже солнце.


До сих пор логика ритуала оставалась безупречной. И только в финале она всё же нарушается.

Идеальным завершающим жестом было бы любым способом привести лепёшку, освящённую выбором, благословлённую именами и силой лунных ангелов, в соприкосновение с предметом твоей любви. Подкинуть в дом, подмешать в пищу, сделать что-то ещё в том же духе.

Но «Сефер-ха-Разим» не даёт нам такой рекомендации. Ритуал окончен, дело сделано, всем спасибо.

Впрочем, лепёшка не пропадёт. Её надлежит использовать в другом обряде. Если раскрошить её и смешать со старым вином, сказать нужные слова и каждый день умываться этой смесью – твоё лицо обретёт небесное сияние, и ты будешь нравиться всем, кто на тебя посмотрит.

В принципе, эти два ритуала можно рассматривать как единое целое. Тогда это достаточно интересный подход к привороту.

Но куда вероятнее, что автор просто решил пойти простейшим путём. Если у тебя уже есть магическая субстанция, почему бы не применить её где-то ещё, особенно если цели похожи?

Tags: метафизика, практика
Subscribe

Posts from This Journal “практика” Tag

  • Минутка воспоминаний: отпусти и забудь

    Этот пост был опубликован 4 года назад.

  • Введение в ритуальную силу

    У меня уже много лет есть цель – создать минимальную инструментальную теорию магии. Что это значит? Минимальной я называю теорию, из которой…

  • Вера, неверие и чудо

    – ...И потом, уж не вам быть неверующим. Вам бы следовало стоять за то, что глупцы зовут суевериями. Ну же, разве вы не согласны, что есть…

  • О добрых феях

    – Это я – великий, МОГУЧИЙ, добрый волшебник Ээх! м/ф «Ух ты, говорящая рыба!» Недавно мне в очередной раз встретилось в…

  • Я знаю имя твоё

    Учёному нужна точность. Когда один учёный говорит, второй должен понимать его так же, как он сам понимает себя. Для этого у любой науки есть…

  • Волшебное ремесло: договор, сделка, клятва

    Любите ли вы сказки Киплинга, как люблю их я? Среди них есть одна, посвящённая не просто магии, а конкретной её разновидности – реальной,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments

Posts from This Journal “практика” Tag

  • Минутка воспоминаний: отпусти и забудь

    Этот пост был опубликован 4 года назад.

  • Введение в ритуальную силу

    У меня уже много лет есть цель – создать минимальную инструментальную теорию магии. Что это значит? Минимальной я называю теорию, из которой…

  • Вера, неверие и чудо

    – ...И потом, уж не вам быть неверующим. Вам бы следовало стоять за то, что глупцы зовут суевериями. Ну же, разве вы не согласны, что есть…

  • О добрых феях

    – Это я – великий, МОГУЧИЙ, добрый волшебник Ээх! м/ф «Ух ты, говорящая рыба!» Недавно мне в очередной раз встретилось в…

  • Я знаю имя твоё

    Учёному нужна точность. Когда один учёный говорит, второй должен понимать его так же, как он сам понимает себя. Для этого у любой науки есть…

  • Волшебное ремесло: договор, сделка, клятва

    Любите ли вы сказки Киплинга, как люблю их я? Среди них есть одна, посвящённая не просто магии, а конкретной её разновидности – реальной,…