Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Чудеса воображения

На поверхности кажется, будто с воображаемым всё просто и понятно. Оно противоположно реальному. Одно есть на самом деле, другое существует лишь в уме человека.

На самом деле пространство воображаемого устроено даже сложнее, чем физический мир. Разные его области своим устройством и поведением отличаются друг от друга куда сильнее, чем все они вместе от видимой реальности.

Вы знали, что психиатры отличают истинные галлюцинации от псевдогаллюцинаций? В обоих случаях больной видит то, чего нет. Но истинная галлюцинация – та, которая самому «хозяину» кажется реальностью, а если он отлично понимает, что это ему лишь мерещится – она уже не настоящая, а «псевдо».

Ещё одна ступень внутрь – и мы получаем навязчивые образы. Это картинка на внутреннем экране, тебе вовсе не кажется, будто она стоит перед твоими глазами во внешнем мире, но всё равно она не поддаётся контролю и никуда не уходит.

Ещё одна ступень – навязчивая мысль. У неё даже и воображаемого облика нет, она просто крутится в голове и не даёт покоя.

Расстройства психики помогают понять её внутреннюю кухню, которая у здорового ума не осознаётся. Галлюцинации позволяют построить приблизительную карту «этажей» воображаемого.


Мы живём в мире имён и представлений. Социум весь пронизан виртуальными конструкциями – государства, организации, семьи, дружба и вражда... Религиозные верования и научные теории тоже, по сути, виртуальны. Все они существуют, потому что люди их мыслят.

Пару лет назад я сформулировал концентрическую структуру пространства воображаемого. Шире всего круг памяти – любые наши представления вообще, все отпечатки, которые оставил на нас опыт. Внутри него более узкий круг верований – то, что мы постоянно помним и на что полагаемся в своих поступках. Внутри него ещё более узкий круг знаний – верования, которые уже подтвердили свою надёжность и полезность. И всё это никак не связано с внутренним экраном и его образами.

Есть люди, у которых этот экран не работает вообще – такое состояние называется афантазией.

Люди с тяжёлой формой афантазии не видят снов, не могут предаться мечтам или воспоминаниям, плохо запоминают лица и места. Но они помнят прошлое, строят планы на будущее, поддерживают отношения с друзьями и родственниками, ценят искусство и могут даже творить сами. Среди известных афантастов не только учёные, но и писатели (в том числе, что иронично, фантасты), художники, аниматоры...

Очевидно, хотя фантазия у них отсутствует, воображение в целом продолжает действовать, как у всех.


Внутренняя речь – тот же тип воображаемого, что и внутренний экран, но другой канал. Люди с афантазией, как правило, пользуются им без проблем. И у него есть ещё одна интересная особенность.

Как показывают опыты, когда вы произносите звуки «про себя», это сопровождается реальным напряжением речевого аппарата. Даже если вы просто вспоминаете музыку, ваши голосовые связки пытаются её воспроизвести.

На этом основана даже одна из техник быстрого чтения. Многие люди читают медленно, потому что проговаривают про себя каждое слово. Но если в это время вспоминать музыку, она отвлечёт на себя внутреннюю говорилку, и скорость чтения резко повысится.


Итого, у нас есть:

– пространство воспринимаемых ощущений, из которых складывается общее представление о себе и мире;
– внутреннее пространство, где находятся «виртуальные» ощущения – воображаемые или вспоминаемые;
– пространство представлений с внутренними кругами верований и знаний.

Оккультисты, следом за Еленой Блаватской, делят мир на слои, как пирог. Количество слоёв и их названия меняются от традиции к традиции, но почти все сходятся на том, что есть физический план, астральный и ментальный.

Тут есть, как мне кажется, зерно истины. Физический план – то, что воспринимается физическими чувствами. Астральный – то, с чем возможно взаимодействовать только на внутреннем экране. Ментальный – пространство представлений. Все остальные «планы» – это уже разные представления об устройстве мира, то есть ментальные конструкции.


Мы совершенно точно знаем, что «физическое» пространство ощущений всегда скорректировано восприятием. То, что мы видим, сильно отличается не только от того, что есть «на самом деле», но даже от картинки, которую видят наши глаза. Там могут существовать и полностью мнимые образы – те же галлюцинации. Однако, насколько мне известно, мало кто объявляет воспринимаемый мир работой воображения.

Так вот, мне кажется, что и «астральный» внутренний экран тоже не стоит так называть. Он по своей природе подвижен и изменчив, и воображению легче творить на нём свои образы, но в целом это пространство – такое же место встречи человеческого сознания с реальным миром.

Мечты, воспоминания, фантазии – всё это разновидность творчества. Да, воспоминания тоже – воображение каждый раз воссоздаёт события прошлого заново, основываясь на памяти и нынешнем состоянии.

Во сне, когда ощущения почти отключены – вернее, почти полностью переключены на внутренний экран – всё то же самое происходит бессознательно и бесконтрольно, образы смешиваются, как хотят.

Тот, у кого внутренний экран не работает, может сделать всё то же самое в пространстве ощущений – изобразить, смоделировать любым способом то, что представляет в своей голове. Просто это будет намного сложнее.

Но и экран, и канал речи открыты не только для наших собственных воздействий. Чем шире распахнута личность, чем слабее её границы, тем больше там будет внешнего – или воспринимаемого как внешнее. Отсюда и видения, и голоса, и многое-многое другое.

Целые мистические традиции существуют, чтобы научиться отличать в этом виртуальном мире настоящее от ненастоящего, своё от чужого, и как-то со всем этим взаимодействовать. Но для тех, кто разобрался, это становится так же легко и просто, как наяву отличить змею от верёвки.

Узнавание – работа «ментального» воображения. Это благодаря ему мы видим не вещи, а имена, сразу разбиваем поле зрения на знакомые очертания. Оно продолжает работать и во сне, и в трансе, так же как и наяву.


Ребёнок размахивает палкой, представляя себя джедаем. Взрослый погружается в книгу о похождениях тех же самых джедаев.

У обоих включается «ментальное» воображение. Оно создаёт для них вторичную реальность – отдельное пространство представлений со своими правилами и условностями, не пересекающееся с «первичным». Оно начинает работать в «астральном» пространстве, создавая там образы и события вымышленного мира.

Оно может настолько поглотить всё внимание, все ресурсы личности, что человек придёт в себя нескоро, и это будет похоже на пробуждение. Взрослый удивится, сколько, оказывается, времени прошло, ребёнок – сколько он успел натворить за время игры.

Это в буквальном смысле сон наяву, но сон управляемый, структурированный и в значительной степени осознанный.


Ритуал – та же игра, но смысл игры в самом процессе, а от ритуала ждут результатов, выходящих за его пределы.

Точно так же он погружает человека во вторичную реальность – условное пространство, где можно встретиться с Той Стороной. Там воображаемое становится явным.

«Ментальное» воображение – обязательное условие любого ритуала, без него он просто невозможен. А вот с «астральным» у разных традиций отношения разные.

В мистических и трансовых практиках там происходит основное действие. Внешняя часть лишь подготавливает вхождение туда и помогает встретиться именно с теми, с кем надо.

Другие религии – например, основные конфессии христианства и ислама – полностью запрещают любые визуализации в молитвах и обрядах. Представления, на которых они основываются, должны быть полностью выражены в пространстве ощущений – при помощи образов, символов и слов. Ислам не принимает даже изображений, способных стимулировать фантазию.

В таком запрете тоже есть смысл. Религиозный ритуал строится вокруг понимания, к какому именно богу ты обращаешься – вокруг его имени.

Бог христианства и ислама – Бог вечного и неизменного. Изменчивые миры сновидений и грёз – место обитания лукавых бесов и джиннов, врагов Бога. Видимый мир, хотя он тоже меняется и однажды исчезнет, гораздо лучше подходит для встречи с ним. А по-настоящему увидеть Всевышнего лицом к лицу можно только в вечности.

Однако и это правило не безусловно. Библия и Коран часто говорят, как Бог возвещал свою волю праведникам в снах и видениях. В православии есть исихазм. Там, правда, тоже запрещено что-либо визуализировать, но видение божественного света происходит всё в том же «астральном» пространстве воображаемого. В исламе много веков существует движение суфиев, а в их учении Алам-аль-Миттал (мир воображаемого) играет весьма важную роль посредника между землёй и небом.


Но какого именно результата ждут от ритуала? В чём заключается пресловутая ритуальная сила?

Как сказал Тургенев, о чём бы ни молился человек – он молится о чуде. А чудо – это всегда непосредственное проявление воображаемого в реальном.

Ты веришь в Бога – это хорошо. Ты разговариваешь с Богом – это нормально. Чудо – когда Бог тебе отвечает. Воля, в которую ты веришь, показывает себя.

Иногда это происходит во внешнем мире – назовём такие чудеса «белыми». Они имеют вид осмысленных совпадений. Происходит то, что вполне могло произойти по законам физики и теории вероятностей – но происходит именно тогда и так, как тебе это нужно. Посторонний даже и не заметит, что случилось чудо, и только ты будешь знать, насколько оно совпадает с тем, о чём ты просил.

Иногда чудо случается во внутреннем мире, на экране воображения. Такие чудеса можно назвать «серыми», потому что объяснению они поддаются уже хуже. Ты вспоминаешь то, чего никогда не знал. Или то, что произошло не с тобой. Или видишь во сне то, чего ещё не случилось – а потом оно случается в точности так, как ты его видел.

«Чёрные» чудеса – паранормальные, небывалые. Они происходят в обоих мирах одновременно, потому что стирают границу между ними. Реальность ведёт себя как сон, а кажущиеся события оставляют реальные следы. Полтергейсты, призраки, встречи с богами, эльфами и инопланетянами, некоторые исцеления...

Человек, оказавшийся свидетелем такого чуда, либо вспоминает о нём всю жизнь, либо, наоборот, очень быстро и эффективно забывает. Его картина мира как бы отторгает паранормальное происшествие. Спросите его через несколько лет – и он будет вовсе отрицать, что с ним что-то такое происходило.

Или, быть может, он расскажет простую, легко объяснимую историю, в которой уже нет ничего сверхъестественного, и которая совсем не похожа на то, что он говорил по горячим следам. Чудо оказалось вытеснено из памяти, заменено правдоподобной иллюзией.

Что-то похожее происходит со сновидениями. Одни остаются в памяти надолго, другие выветриваются сразу, как только открываешь глаза.

Возможно, это как-то связано.

Tags: метафизика, психология
Subscribe

Posts from This Journal “метафизика” Tag

  • Гримуары Индостана

    От русской магии вернёмся на Восток, в Индию. Но прежде чем говорить об индийской магии, придётся сказать несколько слов о самой Индии. Думаю, для…

  • Теория заговора. Русского народного

    В наше время фольклористы продолжают странствовать по русским деревням, собирая остатки народных традиций. В том числе, разумеется, магических. Сами…

  • Мой дорогой невидимый друг

    Недавно, разбирая исследования позднеантичной гоэтии, я наткнулся там на термин, который здорово помог мне упорядочить свои представления об этой…

  • Говори и пиши правильно

    Меня в последнее время стали раздражать выражения, в которых содержится скрытая теория. Например, когда говорят, что телепатия – это чтение…

  • Командир сказал «суслик», и никаких хорьков!

    Ещё в статье о минимальной магической теории я писал, что, если говорить о практике, то магия – это то, что люди считают магией. Практически…

  • Просветлённые чародеи

    Поговорив о магии в исламском мире, логично теперь обратить свои взоры на третью мировую религию – буддизм. Обращать там есть на что, так что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments

Posts from This Journal “метафизика” Tag

  • Гримуары Индостана

    От русской магии вернёмся на Восток, в Индию. Но прежде чем говорить об индийской магии, придётся сказать несколько слов о самой Индии. Думаю, для…

  • Теория заговора. Русского народного

    В наше время фольклористы продолжают странствовать по русским деревням, собирая остатки народных традиций. В том числе, разумеется, магических. Сами…

  • Мой дорогой невидимый друг

    Недавно, разбирая исследования позднеантичной гоэтии, я наткнулся там на термин, который здорово помог мне упорядочить свои представления об этой…

  • Говори и пиши правильно

    Меня в последнее время стали раздражать выражения, в которых содержится скрытая теория. Например, когда говорят, что телепатия – это чтение…

  • Командир сказал «суслик», и никаких хорьков!

    Ещё в статье о минимальной магической теории я писал, что, если говорить о практике, то магия – это то, что люди считают магией. Практически…

  • Просветлённые чародеи

    Поговорив о магии в исламском мире, логично теперь обратить свои взоры на третью мировую религию – буддизм. Обращать там есть на что, так что…