Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Теория заговора. Русского народного

В наше время фольклористы продолжают странствовать по русским деревням, собирая остатки народных традиций. В том числе, разумеется, магических.

Сами заговоры, заклинания, приметы и обряды не особенно интересны – их известно уже множество, и ничего существенно нового в этой области открыть уже, видимо, невозможно.

Новое кроется в деталях – том, что окружает заговоры и что этнографы раньше не трудились записывать. Не так важно, какими словами совершается магия. Важно, кто, как и при каких условиях эти слова произносит.


Филологи говорят, что у нашей с вами речи есть регистр (точнее, коммуникативный регистр – у этого слова есть и другие смыслы). Если совсем упрощённо – это намерение говорящего. Штука немаловажная – от регистра зависят и интонации, и выбор слов, а в результате и восприятие произносимого.

Регистров несколько. Можно, например, описывать то, что вы прямо сейчас видите перед собой. Говорить о неких событиях, вам известных. Делиться своими мыслями и идеями. Убеждать собеседника пойти и что-то сделать. Объяснять ему правила и законы, принятые в вашем обществе. И это далеко не предел.

Так вот, этнографы постепенно пришли к выводу, что заговор – не столько фольклорный жанр, сколько ещё один, специфический и узконаправленный, коммуникативный регистр речи. Не «что нужно сказать и сделать, чтобы совершилось волшебство», а «как нужно говорить и действовать, чтобы оно совершилось».


Множество ритуальных формул обращено к хозяевам – дома, леса, пастбища, реки. Если заранее договориться с хозяином и отблагодарить его за услугу, он будет тебе помогать. В доме будет порядок, скотина никогда не заблудится в лесу, охота будет удачной, а рыбалка – обильной.

Это общий принцип всей русской деревни в целом. В чужом доме тоже ничего нельзя делать без разрешения хозяина, а за любую оказанную услугу необходимо отблагодарить равной мерой. Это не плата, а именно благодарность – платят за работу только нанятым чужакам.

Деревенские бабы порой ведут себя, как фольклорные вампиры: не переступают чужого порога, пока хозяйка не пригласит их. Чтобы уж точно не возникало никакого недопонимания, приглашать положено два-три раза, а гостья должна отнекиваться.

Садиться за обеденный стол в гостях тоже можно только после настойчивых приглашений. Эта традиция причинила в своё время немало неприятностей людям, оказавшимся в социуме с иным укладом: в городе, наоборот, считается невежливым настаивать, и если гость не хочет есть, никто не будет его уговаривать.

Для крестьянина всё это никакая не магия, а обычные законы вежливости. Просто они распространяются не только на видимых хозяев, но и на потусторонних. Уклад един для всех, будь ты мельник или леший.


Итак, за благословением и помощью нужно обращаться к хозяевам. Но это ещё не всё. У защитных и целебных заговоров другие правила.

Ритуальную формулу вежливости достаточно просто произнести и быть услышанным. А вот чтобы вылечить или уберечь, нужно, чтобы слова шли «от тебя», «говорить, что думаешь», «думать, чтобы помогло».

Всё это цитаты из прямой речи деревенских информантов. Фактически, они пытались объяснить важность намерения, хотя никто из них не употреблял этого слова в магическом контексте.

Но и намерения недостаточно. Нужно ещё, чтобы твои слова пристали к пациенту. И вот тут огромную роль играют отношения между вами.

В деревне старшинство – и власть, и авторитет, и вообще первенство. И на магические представления это влияет тоже.

Информанты северных деревень в один голос объясняли исследователям: лечить можно только того, кто младше тебя. Старше – не получится. Не пристанут твои слова к нему, как ни крути.

Думается мне, причина такого правила достаточно приземлённая, я бы даже сказал – бытовая. Если ты привык ни в грош не ставить того, кто младше, то попросту не поверишь в силу его слов.

Человек может уехать из деревни, но вот деревня покинет человека только через два, а то и три поколения. И это характерное презрение старых к молодым в том, что касается здоровья, увы, зачастую остаётся с нами и сейчас.

Врачи часто жалуются, что пожилые пациенты игнорируют половину их рекомендаций, а остальные переиначивают по своему усмотрению. И ещё обижаются при этом: что это за соплюшка зелёная меня тут учит, какие таблетки мне пить и каких продуктов не есть! Я тебе сама расскажу, как меня лечить, а ты лечи, да так, чтобы помогало!

Молодая знахарка потеряет силу, если будет обучать других заговорам. Ей не положено. У неё ещё нет собственных знаний и опыта – только то, что она сама получила от старших. А вот к старости, когда она всё это накопит, неписаные правила, наоборот, требуют, чтобы она поделилась всем этим богатством с новым поколением.

Именно здесь, а не в каких-то эзотерических соображениях, корень давнего поверья, что ведьма не может умереть, пока не передаст силу кому-то ещё.

И это же причина уязвимости детей. В деревенской иерархии место ребёнка – под лавкой. У него нет ни власти, ни авторитета, нет положения в Укладе – а значит, нет и защиты от колдовства и потусторонних сил. Защищать и оберегать его должна мать.

Заодно ей стоит и следить за собственным языком. Скажешь ребёнку в сердцах «Леший тя забери» – он возьмёт да и заберёт. И даже тринадцати часов не даст, чтобы вернуть похищенное дитя.


Здесь хорошо видна разница между «высшей» и «низшей» магией, между оккультными системами и народными традициями.

Казалось бы, какая разница, гримуар или тетрадка знахарки? И там, и тут написаны заклинания. Бери и применяй. Всё равно ведь главное – намерение и представление, правильно же?

А вот в представлении всё и дело. Слова сильны не сами по себе – они выражают смысл.

Источник власти мага – его имя: понимание, кто ты есть такой и каково твоё место в мире. Имя определяет, к кому ты можешь обратиться, и как они отнесутся к твоим словам.

В результате в народной традиции не существует никакой «магии», которую можно было бы выделить из всего остального. Она – неотъемлемая часть Уклада, а вне его вообще не имеет смысла.

Невозможно практиковать русские заговоры, если ты не живёшь жизнью русской деревни. Они по большей части предназначены для проблем, с которыми горожанин вообще не сталкивается или решает их другими средствами, но это лишь полбеды. В конце концов, богатство и любовь – постоянные магические темы на протяжении всей нашей истории.

Сам строй заговора, само мироощущение, на котором он основан, свойственно маленькой общине. Здесь жизнь и смерть зависят от того, кого ты знаешь, кто знает тебя, как они к тебе относятся. И магия стоит на том же самом.

Городской житель не всегда даже знает своих соседей в лицо, не говоря уж об именах. Его жизнь подчиняется иным правилам, в ней важно совершенно другое. Он при всём желании не сможет наполнить слова заговора нужным представлением.

Точно так же невозможно быть шаманом вне архаичного Уклада лесных охотников или кочевых скотоводов. «Городские шаманы» по большей части – не более чем ролевики, время от времени выезжающие на природу, чтобы отдохнуть и расслабиться. Духи зверей и птиц, рощ и ручьёв, неба и степи общаются только с теми, кто живёт среди них и принимает их закон. Они не услышат цивилизованного человека, им нечего ему сказать и нечего дать.


Большие города и многонациональные империи создают собственную религию и собственную магию.

Только в таких условиях появляются «высокие» магические традиции – системы образов, идей и представлений, описывающие огромный сложный космос и место человека в нём.

Они сильны тем, что универсальны – в том смысле, что, разделяя их, ты делаешься частью универсума.

Покинув родную деревню, ты оставляешь позади своих предков и духов. Но космические боги, надмирный Вседержитель, а уж тем более безымянное Иное, которое есть истинный облик Вседержителя, будут с тобой везде и всегда, где бы ты ни был.

Это и значит из человека номоса стать человеком космоса.

Tags: метафизика, психология
Subscribe

Posts from This Journal “метафизика” Tag

  • Гримуары Индостана

    От русской магии вернёмся на Восток, в Индию. Но прежде чем говорить об индийской магии, придётся сказать несколько слов о самой Индии. Думаю, для…

  • Мой дорогой невидимый друг

    Недавно, разбирая исследования позднеантичной гоэтии, я наткнулся там на термин, который здорово помог мне упорядочить свои представления об этой…

  • Говори и пиши правильно

    Меня в последнее время стали раздражать выражения, в которых содержится скрытая теория. Например, когда говорят, что телепатия – это чтение…

  • Командир сказал «суслик», и никаких хорьков!

    Ещё в статье о минимальной магической теории я писал, что, если говорить о практике, то магия – это то, что люди считают магией. Практически…

  • Чудеса воображения

    На поверхности кажется, будто с воображаемым всё просто и понятно. Оно противоположно реальному. Одно есть на самом деле, другое существует лишь в…

  • Просветлённые чародеи

    Поговорив о магии в исламском мире, логично теперь обратить свои взоры на третью мировую религию – буддизм. Обращать там есть на что, так что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments

Posts from This Journal “метафизика” Tag

  • Гримуары Индостана

    От русской магии вернёмся на Восток, в Индию. Но прежде чем говорить об индийской магии, придётся сказать несколько слов о самой Индии. Думаю, для…

  • Мой дорогой невидимый друг

    Недавно, разбирая исследования позднеантичной гоэтии, я наткнулся там на термин, который здорово помог мне упорядочить свои представления об этой…

  • Говори и пиши правильно

    Меня в последнее время стали раздражать выражения, в которых содержится скрытая теория. Например, когда говорят, что телепатия – это чтение…

  • Командир сказал «суслик», и никаких хорьков!

    Ещё в статье о минимальной магической теории я писал, что, если говорить о практике, то магия – это то, что люди считают магией. Практически…

  • Чудеса воображения

    На поверхности кажется, будто с воображаемым всё просто и понятно. Оно противоположно реальному. Одно есть на самом деле, другое существует лишь в…

  • Просветлённые чародеи

    Поговорив о магии в исламском мире, логично теперь обратить свои взоры на третью мировую религию – буддизм. Обращать там есть на что, так что…